Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(подготовлен Минприроды России 12.12.2017 г.)
Новая редакция государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Госпрограмма) подготовлена во исполнение пункта 63 плана-графика подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И. Шуваловым от 26.10.2017 N 7804п-П13.
В соответствии с указанным планом-графиком Правительства Российской Федерации параметры финансового обеспечения государственных программ Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Федеральный закон).
Действующая в настоящее время редакция Госпрограммы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322 с изменениями в Госпрограмму от 31.03.2017.
Предложения по внесению изменений в Госпрограмму подготовлены в соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582 (далее - Методические указания).
В соответствии с требованиями Минэкономразвития России подготовка предложений по внесению изменений в Госпрограмму осуществлялась в электронном виде с использованием аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в сети "Интернет" (www.programs.gov.ru).
Ответственный исполнитель Госпрограммы и участники Госпрограммы сохраняют свою актуальность.
Ответственным исполнителем Госпрограммы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Участниками: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство по рыболовству.
Цели и задачи реализации Госпрограммы скорректированы исходя из положений пункта 17 Методических указаний. Также скорректированы цели и задачи, указанные в паспортах подпрограмм Госпрограммы.
На достижение первой цели Госпрограммы направлена подпрограмма 1, на достижение второй цели - подпрограмма 2 и ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса в Российской Федерации в 2012-2020 годах".
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Госпрограмма не является документом целеполагания; в этой связи формирование каких-либо иных целей считаем нецелесообразным.
В рамках разработки Госпрограммы в 2016 году была проведена актуализация мероприятий и целевых показателей Госпрограммы, а также ее подпрограмм с учетом предполагаемых объемов бюджетных ассигнований, направляемых из средств федерального бюджета на реализацию Госпрограммы.
Указанные изменения отражены в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.03.20017 N 384.
Количество показателей (индикаторов) подпрограммы 1 Госпрограммы выбрано таким образом, чтобы наиболее полно отражать прирост изученности при проведении региональных геологоразведочных работ и степень охвата территории Российской Федерации геолого-геофизическими работами по прогнозу землетрясений и работами по государственному мониторингу геологической среды. Динамика плановых значений показателя напрямую связана с параметрами финансирования мероприятий подпрограммы 1 Госпрограммы.
Геологоразведочные работы проводятся в соответствии с закрепленными в нормативных документах стадиями геологоразведочных работ. В результате проведения поисковых работ за счет средств федерального бюджета локализуются перспективные площади с оцененными прогнозными ресурсами категорий P1 и P2, на котором в дальнейшем недропользователями осуществляется оценочные и разведочные работы результатом которых является постановка на Государственный баланс запасов полезных ископаемых. Таким образом показатели (индикаторы) подпрограммы характеризуют единый процесс воспроизводства минерально-сырьевой базы отдельных видов полезных ископаемых, включенных в подпрограмму.
В связи с 3-х летним периодом геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета и 5-7 летнего периода геологоразведочных работ, выполняемых недропользователями происходит дискретное выполнение показателей, что не позволяет получать регулярные приросты показателей (индикаторов). Динамика роста показателей может быть прослежена только в виде накопительного результата прироста ресурсов (или запасов) за срок действия Подпрограммы. Отсутствие динамики по отдельным показателям связано с полным выполнением показателя (индикатора) по приросту ресурсов P1+P2, они не исключены из подпрограммы 1 в связи с наличием приростов запасов по данным видам сырья. Исключение ряда показателей касающихся прогнозных ресурсов может внести искажение в объективное отображение процесса геологоразведочных работ.
Данные о финансовом обеспечении реализации Госпрограммы отражены в Таблице 4 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" до конца срока реализации Госпрограммы (до 2020 года).
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограммы из средств федерального бюджета в 2016 году в соответствии с Методическими указаниями указаны:
план - в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" без изменений,
факт - кассовое исполнение реализации Госпрограммы на 31.12.2016.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограммы из средств федерального бюджета в 2017 году (текущий год) приведены в соответствие со сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 января текущего года.
Объем бюджетных ассигнований реализации Госпрограммы на 2018 - 2020 годы указан в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
В графах "план" за период 2013-2017 гг. объемы ресурсного обеспечения реализации указаны в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, утвержденными первоначальной редакцией федеральных законов о федеральном бюджете, т.е. значениями по состоянию на 1 января соответствующего года. Фактические объемы за период 2013-2016 годов указаны в соответствии с показателями кассового исполнения за отчетный период, не противоречащими федеральным законам об исполнении федерального бюджете за соответствующий год.
В соответствии с пунктом 20 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 588 (далее - Порядок), Минприроды России сообщает, что на проект Госпрограммы не поступали какие-либо заключения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, поступивших в инициативном порядке.
Учитывая изложенное, информация о наличии указанных заключений с позицией Минприроды России отсутствует.
В отношении таблицы 4б Методических указаний "Предельные объемы средств федерального бюджета на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации основных мероприятий государственной программы (тыс. руб.)" отмечаем, что к долгосрочным государственным контрактам относятся государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в пределах средств, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации либо решениями главных распорядителей средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, в связи с возвращением к практике среднесрочного бюджетного планирования, утверждением федерального закона о федеральном бюджете на трехлетний период потребность в заключении долгосрочных контрактов (выходящих по срокам за период 2018-2020 гг.) отсутствует в Госпрограмме.
Учитывая, что в рамках Госпрограммы реализация мероприятий за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета не осуществляется, информация по годам реализации по форме таблицы 4а приложения к Методическим указаниям не приводится.
Учитывая, что инвестиционные проекты, которые признаны таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением объектов федеральной адресной инвестиционной программы, не реализуются, паспорт инвестиционного проекта по форме таблицы 12 приложения к Методическим указаниям не приводится.
Учитывая, что закупка инновационной продукции, высокотехнологичной продукции в рамках реализации Госпрограммы не производится, сведения о затратах на закупку импортных товаров и услуг в рамках реализации государственной программы по форме таблицы 25.1 приложения к Методическим указаниям и сведения о затратах на по форме таблицы 25.2 приложения к настоящим Методическим указаниям не приводятся.
Учитывая, что приоритетные национальные проекты не реализуются в рамках Госпрограммы, таблица 5 приложения к Методическим указаниям не приводятся.
В период 2019-2020 годов выпадающие доходы федерального бюджета по налогу на прибыль не предусмотрены, финансовая оценка применения такой меры ответственным исполнителем Госпрограммы не может быть представлена. Таким образом, таблица 6 Методических указаний не входит в состав дополнительных и обосновывающих материалов.
Корректировка структуры Госпрограммы.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18.10.2017 N Пр-2107, в целях своевременной реализации мероприятий, установленных паспортом приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.08.2017 N 9), и Федеральным законом, учтено дополнительное финансовое обеспечение реализации мероприятий приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги" в рамках ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".
Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Госпрограммы подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов" дополнен основным мероприятием 2.П2 "Реализация отдельных мероприятий приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги".
Федеральным законом от 14.11.2017 N 326-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на реализацию основного мероприятия 1.15 "Модернизация, проектирование и строительство научно-исследовательских судов и технологического оборудования для работ в Мировом океане, а также в пределах континентального шельфа, Арктики и Антарктики" подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" предусмотрено 621 047,2 тыс. руб. на предоставление ОАО "АМИГЭ" субсидии на финансовое обеспечение затрат на ремонт научно-исследовательского судна "Бавенит". Учитывая изложенное, срок окончания реализации основного мероприятия, ожидаемый непосредственный результат и основные направления реализации скорректированы.
В соответствии с действующей редакцией Госпрограммы в 2020 году не предусматривалось финансирование основного мероприятия 2.5. "Реализация отдельных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, не включенных в федеральные целевые программы" (ответственный исполнитель - Минстрой России). Вместе с тем в соответствии с предельными объемами бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 - 2020 годы, доведенными Минфином России, на предоставление субсидии на содержание комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений (основное мероприятие "Создание и эксплуатация защитных сооружений от наводнений") в 2020 году предусмотрено 2 691 653,7 тыс. руб.
В составе Госпрограммы значения показателей на 2018-2020 годы федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса в Российской Федерации на 2012-2020 годы" и паспорт федеральной целевой программы приведены в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах".
Сведения о ресурсном обеспечении (таблица 4) федеральной целевой программы на 2018-2020 годы приведены в соответствие с Федеральным законом.
Корректировка показателей реализации Госпрограммы ВИПР и ее подпрограмм
Корректировка объемов финансового обеспечения реализации Госпрограммы за счет средств федерального бюджета обуславливает необходимость изменения значений показателей реализации подпрограммы 1.
Так, значения за 2020 год показателей (индикаторов) 1.15 (1.15.1, 1.15.2), 1.16, 1.17 (1.17.1, 1.17.2), 1.18, 1.24 (1.24.1) скорректированы ввиду проведения Минфином России секвестра средств федерального бюджета на 2018 год в размере 2 %.
Предложения по внесению изменений в набор показателей Госпрограммы отсутствуют.
Уточнены фактические за 2015-2016 годы и плановые на 2018-2020 годы значения показателей по приросту прогнозных ресурсов углеводородного сырья категории Дл (показатель (индикатор) 1.16) в сторону увеличения в связи с нижеследующими причинами:
Ранее в показателях по приросту ресурсов углеводородного сырья Госпрограммы учитывалась только сухопутная часть Арктической зоны. При подготовке материалов по приоритетным территориям Российской Федерации в части Арктической зоны помимо перечня субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, отдельной строкой были также отражены Арктические акватории, в пределах которых с 2014 по 2017 годы были по факту выявлены ресурсы Дл и ожидается выявление значительных по объему ресурсов Дл в 2018-2020 гг.
Также были уточнены сухопутные границы Арктической зоны в сторону ее увеличения (в соответствии с утвержденными границами).
Приказом Роснедр от 16.11.2017 N 491 утвержден Перечень объектов государственного заказа по объектам геологоразведочных работ на углеводородное сырье на 2018-2020 гг., в соответствии с которым внесены уточнения в пообъектный план работ, в том числе по Арктической зоне.
В соответствии с требованиями Методических указаний приведена в соответствие таблица 1 "Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных целевых программ) и их значениях"; скорректированы значения указанных выше значений показателей (индикаторов) в 2020 году, также указаны фактические значения показателей (индикаторов) за 2016 год.
Иные изменения
Учитывая новые требования пункта 8(2) Порядка, Минприроды России при подготовке новой редакции Госпрограммы предусмотрело в составе Госпрограммы разделы по опережающему развитию приоритетных территорий, содержащие информацию о целях, задачах и мероприятиях, реализуемых на приоритетных территориях за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, а также целевые показатели (индикаторы), позволяющие оценить эффективность реализации Госпрограммы на приоритетной территории.
В соответствии с пунктом 85 Методических указаний в состав дополнительных и обосновывающих материалов к Госпрограмме включен приказ Минприроды России от 25.05.2017 N 259 "Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
Участие субъектов Российской Федерации в достижении целей Госпрограммы ВИПР.
В Госпрограмме ВИПР в разделе 2 утверждаемой текстовой части приведены сведения, характеризующие участие субъектов Российской Федерации в достижении ее целей. В частности, указано:
"В рамках достижения цели 1 Госпрограммы субъекты Российской Федерации выполняют мероприятия по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.
В рамках достижения цели 2 Госпрограммы субъекты Российской Федерации выполняют мероприятия по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе по осуществлению регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, а также выполняют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе переданные полномочия Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации также реализуют практические мероприятия, направленные на снижение загрязнения водных объектов, строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения."
В указанном разделе приведено обоснование состава показателей, приведенных в разрезе субъектов Российской Федерации:
"С учетом роли субъектов Российской Федерации в достижении целей Программы показатели, отражающие достижение промежуточных и конечных результатов, представлены в приложении N 2 к Госпрограмме ВИПР на уровне подпрограмм. Выбор показателей по федеральным округам обусловлен разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере реализации Госпрограммы ВИПР и отражает результаты реализации субъектами Российской Федерации как собственных, так и переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений." Кроме того, приведен перечень результатов, которые будут получены за счет участия субъектов Российской Федерации.
В состав дополнительных и обосновывающих материалов Госпрограммы включены разделы: "Сведения о разработке и реализации мер правового регулирования на региональном уровне" и "Описание мер по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для достижения целей и ожидаемых результатов государственной программы, в том числе путем реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, цели и задачи которых соответствуют государственной программе".
Корректировка объемов финансового обеспечения реализации Госпрограммы ВИПР за счет средств федерального бюджета
В 2018-2020 годах в соответствии с Федеральным законом объем расходов федерального бюджета на реализацию Госпрограммы ВИПР составляет соответственно:
48 885 044,9 тыс. рублей в 2018 году,
48 815 303,2 тыс. рублей в 2019 году,
48 973 621,1 тыс. рублей в 2020 году
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.