Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 21.09.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - государственная программа, ГП НТР, проект постановления) подготовлен
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 1325-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы",
и во исполнение п. 1 "а" Перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2017 г. N Пр-75 по итогам заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 23 ноября 2016 года.
До настоящего момента значительная доля исследований и разработок финансировалась за счет средств Государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы. Целью указанной программы являлось формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и экспериментальных разработок. Ряд задач, обеспечивающих достижение этой цели, успешно выполняются - например, удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), достиг к 2017 году 2,5% при прогнозируемом значении 2,44%. Успешно решаются и задачи, связанные с воспроизводством научных кадров - доля молодых исследователей в возрасте до 39 лет превысила 41%. Однако ряд задач, в первую очередь - обеспечение роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности, выраженный объемах инвестиций в исследования и разработки не решен. Несмотря на ежегодно фиксируемый прирост внебюджетных средств, общий объем таких инвестиций в исследования составляет порядка 1,1%.
Решение полного комплекса задач, связанных с трансформацией исследовательского, творческого потенциала нации в ключевой ресурс развития национальной экономики и общества в целом не может быть обеспечен лишь поддержкой исследовательского сектора - необходимо формирование внешних по отношению к науке целей и "настройки" всех инвестиционных механизмов на их достижение. Без такой трансформации возникают не только риски отставания страны в технологическом плане, и как следствие - экономической стагнации, но и угрозы национальной безопасности.
Такое целеполагание определено в Стратегии в форме больших вызовов - объективно требующих реакции со стороны государства совокупности проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов и связанных с ними приоритетов научно-технологического развития России.
Одновременно стратегией определен исчерпывающий набор направлений и мер государственной политики в области научно-технологического развития, часть которых успешно реализуется в действующих государственных программах, часть - нуждается в балансировке и оптимизации, а часть - отсутствует либо не реализуется на системной основе.
В отличие от существующих программ в ГП НТР сформирована целостная модель государственных инвестиций, обеспечивающая возможность решения задач и достижения целей, определенных Стратегией за счет
фокусировки на формировании главного ресурса научно-технологического развития - квалифицированных исследователях, инженерах и технологических предпринимателей, поддержке их профессионального роста и создания возможностей для реализации таланта;
сбалансированности инструментов государственной поддержки всех стадий "жизненного цикла" знаний: от фундаментальных - как основы для долгосрочного развития общества и государства, до прикладных, обеспечивающих формирование нового, ориентированного на внешние рынки предпринимательского сектора, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы;
концентрации интеллектуальных, инфраструктурных, регуляторных и финансовых ресурсов на комплексных программах и проектах, обеспечивающих реализацию приоритетов научно-технологического развития, результатом которых должны стать новые технологии, продукты, товары и услуги, существенно изменяющие качество жизни населения.
Приоритетным направлением реализации Государственной программы и, соответственно инвестиций государства является развитие интеллектуального потенциала нации, являющегося источником и основным ресурсом создания общественных и экономических благ и одновременно - их потребителем. Для решения указанной задачи реализуется Подпрограмма 1, которая обеспечит стабилизацию процессов выявления, формирования, становления и эффективного включения талантов в решение задач научно-технологического развития Российской Федерации.
Интеллектуальный потенциал, развитие которого обеспечивается Подпрограммой 1, является основой для реализации трех проектных направлений Государственной программы, в рамках которых формируются и реализуются научные, научно-технические и инновационные проекты, обеспечивающие:
- получение новых фундаментальных научных знаний в интересах долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства (Подпрограмма 2) в соответствии с пунктом 21 Стратегии;
- научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений по инициативе исследовательского, инженерного и предпринимательского сообщества, обеспечивающая эффективное развитие фундаментальных знаний до следующих уровней технологической готовности (Подпрограмма 3).
- концентрацию ресурсов для получения быстрых значительных эффектов от использования полученных технологий и достижение конкурентоспособного качества жизни, высокой эффективности производства и рационального использования ресурсов, освоение территории страны и пространств глобальной значимости через реализацию комплексных научно-технических программ и проектов (Подпрограмма 4).
Ряд задач, таких как развитие инфраструктуры исследований и разработок, доступа к информации решаются в рамках ГП НТР в процессном режиме - предусмотрено их непрерывное финансирование (Подпрограмма 5), поскольку любой дефицит в этой сфере приводит к невозможности реализации прорывных научных, научно-технических и инновационных проектов и как следствие - неэффективности вложений в развитие человеческого капитала. В рамках этой подпрограммы также реализуются проекты по развитию инфраструктур класса мегсайенс, которые значимы не только как объект получения новых фундаментальных и прикладных знаний, но и являются аттракторами для исследователей со всего мира.
Конкурентоспособность научно-технологического комплекса определяется не только наличием системных механизмов и инструментов государственной поддержки исследований и разработок, но и качеством системы его организации, которая должна быть адекватна глобальным изменениям, обусловленным в первую очередь развитием цифровых технологий. В Государственной программе предусмотрено финансовое обеспечение создания и функционирования необходимых организационно-технических механизмов - от прогнозно-аналитических, включая Советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития, до цифровых платформ, в которых формируются комплексные научно-технические программы и проекты, оборачиваются права на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечивается многоканальное, включая частное и краудфандинговое финансирование.
Соответствующие подпрограммы являются необходимыми и достаточными для достижения основных целей Государственной программы:
развития интеллектуального потенциала нации;
научно-технического и интеллектуального обеспечения структурных изменений в экономике и ее технологического обновления, повышения качества жизни и укрепления национальной безопасности;
эффективной организации научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Отличительной особенностью Государственной программы является то, что она не только устанавливает объемы, но и реализует новые подходы в государственных инвестициях в исследования и разработки. В частности, будут утверждены правила многостороннего финансирования комплексных научно-технических программ и проектов, общие подходы к экспертизе инициативных проектов, претендующих на государственную поддержку, позволяющие устранить барьеры при переходе научных, научно-технических проектов между различными инструментами такой поддержки на разных уровнях готовности технологий. В рамках правил предоставления субсидий на финансовое обеспечение комплексных научно-технических программ также будут сняты ограничения по срокам реализации и обеспечена возможность выхода на 3-7 летние горизонты планирования.
Кроме того, Государственная программа направлена на повышение социально-экономической отдачи от использования результатов интеллектуальной деятельности, существенный рост эффективности государственных инвестиций в исследования и разработки через переход к модели "квалифицированного заказчика". В рамках реализации ГП НТР будет введена практика учета внебюджетных средств по первичным источникам финансирования, а также введена единообразная модель оценки рациональных пропорций внебюджетного софинансирования НИОКТР в зависимости от уровня готовности технологий. Соответствующие меры наряду с активным включением регуляторных механизмов в части стандартизации, интеллектуальной собственности и налоговых льгот существенно повысят привлекательность инвестиций в исследования и разработки, приобретение прав на полученные результаты.
Государственная программа обеспечивает реализацию основополагающих принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, установленных пунктом 30 Стратегии, способствует достижению ее цели - обеспечению независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Комплекс мероприятий, предусмотренных Государственной программой позволяет обеспечить эволюционное развитие научно-технологического комплекса, соответствующее задачам Стратегии, включая кардинальное повышение эффективности его работы, а также активное развитие научных направлений, необходимых для перехода на новое поколение технологий, оказывающих системное воздействие на экономику не только России, но и всех крупных игроков в геоэкономическом и геополитическом пространстве. Развитие таких направлений как генетические исследования, фотоника (включая квантовые технологии), задачи обработки и хранения больших данных создают "окно возможностей" научно-технологического и, как следствие социально-экономического развития. Кроме того, государственная программа ориентирована на учет особенностей системы национальных интересов России, связанных с освоением пространства, в частности Арктики, решения ряда нестандартных, не относящихся к приоритетам других развитых стран, научных проблем.
Модернизация законодательной и нормативной базы в интересах реализации Стратегии будет обеспечена положениями разрабатываемого федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности", с учетом которых будут разработаны правила предоставления субсидий в рамках ГП НТР, а также внесены изменения в иные федеральные законы, регулирующие бюджетные, трудовые и иные отношения.
Расчет необходимых объемов бюджетных ассигнований на реализацию ГП НТР основан на оценках трудозатрат и инвестиций на создание отечественных технологических заделов на критических направлениях, не покрываемых свободной от прогнозируемых санкций международной промышленной кооперацией.
Объем запрашиваемых ресурсов для получения и обновления результатов, пригодных для внедрения промышленными компаниями, рассчитан с учетом:
- возможности эффективного использования доступных результатов зарубежных исследований;
- имеющихся в наличии кадровых ресурсов с учетом их постепенного наращивания;
- рационального уровня оплаты труда исследователей и материально-технического обеспечения планируемых работ;
- предусмотренных мер по координации работ и обеспечению эффективного проектного управления исследованиями и разработками;
Основной объем средств, предусмотренных в Государственной программе образован переносом запланированных бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, при этом комплексность и скоординированность мероприятий новой Государственной программы, включая изменение правил и моделей субсидирования, обеспечат существенный рост эффективности инвестиций. В государственной программе отражены все расходы федерального бюджета, направляемые на финансовое обеспечение проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.
Объем финансового обеспечения государственной программы (в ценах соответствующих лет), составляет:
млрд. рублей
ГП НТР и ее подпрограммы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Всего ГП НТР, в том числе: |
482,27 |
493,59 |
519,43 |
550,72 |
582,78 |
617,66 |
658,60 |
704,21 |
подпрограмма 1 "Развитие национального интеллектуального капитала" |
16,51 |
18,30 |
19,62 |
21,07 |
22,68 |
24,47 |
26,47 |
28,71 |
подпрограмма 2 "Фундаментальные научные знания в интересах долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства" |
154,38 |
159,23 |
168,79 |
178,91 |
189,65 |
201,03 |
213,09 |
225,87 |
подпрограмма 3 "Научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений по инициативе исследовательского, инженерного и предпринимательского сообщества" |
37,07 |
39,98 |
48,18 |
57,82 |
69,38 |
83,26 |
99,91 |
119,89 |
подпрограмма 4 "Исследования, разработки и инновации в целях реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, включая комплексные научно-технические программы и проекты" |
174,88 |
159,66 |
161,26 |
162,87 |
164,50 |
166,14 |
167,81 |
169,48 |
подпрограмма 5 "Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности" |
93,11 |
110,12 |
114,73 |
122,70 |
128,69 |
134,33 |
142,32 |
150,64 |
подпрограмма 6 "Формирование открытой цифровой системы организации науки, технологий и инноваций" |
6,31 |
6,29 |
6,86 |
7,35 |
7,88 |
8,43 |
9,00 |
9,61 |
Целевые индикаторы государственной программы в полной мере позволяют оценить эффективность процессов
формирования человеческого капитала, как за счет внутренних ресурсов, так и за счет привлечения новых исследователей, инженеров, технологических предпринимателей и их целевой мобильности;
использования сформированного интеллектуального потенциала для реализации приоритетов Стратегии;
изменения качества государственного управления в том числе, через оценку нематериальной капитализации и качественных сдвигов в экономике за счет использования прав на интеллектуальную собственность, созданную участниками научно-технологического развития.
При этом на первом этапе реализации Государственной программы предполагается относительная стабилизация показателей и их умеренный рост, а по мере изменения моделей финансирования и создания новых необходимых для научно-технологического развития инструментов - интенсивный рост.
В рамках ГП НТР не предусмотрены: реализация приоритетных национальных проектов, прямое участие субъектов Российской Федерации, реализация долгосрочных государственных контрактов в рамках основных мероприятий ГП НТР; в этой связи не представлены соответствующие разделы и приложения, а также соответствующие им дополнительные и обосновывающие документы.
В соответствии с решением заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Г.В. Трубникова проект постановления был опубликован без размещения уведомления о его разработке.
Проект ГП НТР будет рассмотрен на ближайшем заседании Общественного совета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иным международным договорам Российской Федерации.
Директор департамента науки и технологий С.Ю. Матвеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.