Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающей в силу в части изменений в указанную статью с 1 января 2018 г. (далее - Федеральные законы от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ).
Проектом акта предлагается установить требования к банкам, имеющим право выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, по объему собственных средств не менее 1 млрд рублей по состоянию на последнюю отчетную дату и по наличию кредитного рейтинга на уровне не ниже "BBB-(RU)" по национальной рейтинговой шкале по классификации Аналитического Кредитного рейтингового Агентства или не ниже уровня "ruBBB-" по национальной рейтинговой шкале рейтингового агентства "Эксперт РА".
В настоящее время, по данным Банка России и указанных рейтинговых агентств, требованиям, вводимым проектом акта, соответствуют 93 банка*(1).
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 18 сентября по 13 октября 2017 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/73184 (ID проекта: 02/07/09-17/00073184). В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ПАО "Евразийский Банк", ПАО "Северный Народный Банк", Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве М.М. Вышегородцева, Ассоциации "Россия", АО "К2 Банк", ООО "Гелио-сервис", ООО "ТОКОС", ООО "Алор-Интех", АО КБ "Рублев", ПАО "Евразийский банк", ООО КБ "РТБК", АО "Морской Банк", АО "НТЦ МИК-ИНФОРМ", ООО "Прогресс", а также ряда граждан. Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете или о причинах отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 4 декабря по 8 декабря 2017 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с представителями предпринимательского сообщества с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведения дополнительных публичных консультаций были получены отзывы от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, АО АКБ "РосЕвроБанк", Ассоциации "Россия", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", АО "Акционерный банк Россия", ПАО Банк "ФК Открытие, ПАО "Российский национальный коммерческий банк", ПАО Банк "ВТБ", АО "Газпромбанк", АО "Россельхозбанк", ПАО "Банк Санкт-Петербург". Не учтенные в настоящем заключении замечания, предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
Минэкономразвития России рекомендует разработчику дополнительно проработать указанные замечания и предложения и, по возможности, учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Согласно проекту акта предусматриваемое им регулирование предлагается ввести в действие по истечении 180 дней с момента его официального опубликования.
Однако следует отметить, что предусматриваемый проектом акта срок введения в действие предлагаемого им регулирования не корреспондирует сроку вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ в статью 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, которые являются основанием для разработки проекта акта. Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
В этих условиях введение в действие предлагаемого проектом акта регулирования в указанные сроки может привести к возникновению, как минимум, в течение первого полугодия 2018 г. правовой неопределенности, заключающейся в том, что банки, соответствующие требованиям, предусмотренным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2018 г. уже не вправе будут выдавать банковские гарантии, а банки, соответствующие требованиям, предусматриваемым проектом акта, до момента включения их в перечень банков, соответствующих новым требованиям, будут еще не вправе выдавать банковские гарантии.
По мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, в результате указанной правовой неопределенности у лиц, изъявивших желание участвовать в закупках, могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией требований, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, при подаче заявок на участие в конкурсе (аукционе) и заключении контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), которые могут привести, в конечном счете, к серьезным убыткам, а в некоторых случаях и к банкротству.
В связи с изложенным считаем необходимым либо синхронизировать срок введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования со сроком вступления в силу предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ изменений в статью 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, либо предусмотреть в проекте акта переходные положения, позволяющие в период с 1 января 2018 г. по день введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования выдавать банковские гарантии банкам, соответствующим требованиям статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Кроме того, разработчиком не проанализированы правовые и финансовые последствия введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования, в том числе в связи с существенным сокращением перечня банков, имеющих право выдавать банковские гарантии. Исходя из буквального толкования положений проекта акта, можно сделать вывод, что с момента введения в действие предусматриваемых им требований к банкам у лиц, ранее получивших банковскую гарантию с незаконченным сроком ее действия, возникает обязанность приобрести новую банковскую гарантию, но уже в банке, соответствующем требованиям, предусмотренным проектом акта.
По мнению Минэкономразвития России, в указанных случаях у данных лиц возникают риски необоснованного и существенного роста финансовых и трудовых затрат на приобретение новой банковской гарантии и получения убытков в связи с невозможностью использования ранее приобретенной, но не использованной до окончания срока действия банковской гарантии.
В связи с изложенным считаем необходимым дополнить проект акта положениями, предусматривающими, что предлагаемые проектом акта требования к банкам не применяются в отношении лиц, имеющих на дату введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования, банковскую гарантию с незаконченным сроком действия, до окончания срока действия банковской гарантии.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования. Вместе с тем отмечаем, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Интернет-портал Рейтингового агентства "Эксперт РА" - https://raexpert.ru/ratings/bankcredit;
Интернет-портал Аналитического кредитного рейтингового агентства - https://www.acra-ratings.ru/ratings;
Интернет-портал Банка России - http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=pdko
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.