Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в целях дополнительной защиты прав потребителей при сборе и обработке их персональных данных) (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период со 2 по 23 ноября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/11-17/00074720).
Проектом акта вносятся изменения в статьи 16 и 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) в целях дополнительной защиты потребителей при сборе и обработке их персональных данных.
В соответствии с проектируемым абзацем третьим пункта 2 статьи 16 Закона N 2300-1 "запрещается понуждение потребителя, в том числе под угрозой отказа в заключении, исполнении, изменении, расторжении договора, к предоставлению персональных данных в случаях, когда обязанность предоставления таких данных не предусмотрена законодательством Российской Федерации и не связана с непосредственным исполнением договора с потребителем. По требованию потребителя ему должна быть незамедлительно предоставлена информация о конкретных причинах и правовых основаниях, обосновывающих невозможность исполнения договора без предоставления персональных данных".
Проектируемым изменением подпункта 4 пункта 2 статьи 40 Закона N 2300-1 разработчиком предлагается включить в федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей "определение перечня недопустимых, несправедливых, нарушающих права потребителей условий договоров с потребителями".
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. В сопроводительных материалах к проекту акта разработчик указывает на наличие проблемы, связанной с недостаточностью защиты потребителей при обработке их персональных данных (сводный отчет, п. 1.4), и обусловливает предлагаемый способ регулирования необходимостью установления правовой взаимосвязи между нарушением прав потребителей на свободу договора и нарушением права субъекта персональных данных на соблюдение в отношении него правил обработки персональных данных (сводка предложений, п. 4).
Однако разработчиком не представлены факты, подтверждающие распространенность практик "принудительного или непрозрачного, неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора" и недостаточность действующих норм законодательства о персональных данных.
Считаем необходимым также отметить, что формулировка "незамедлительно должна быть предоставлена информация" устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и обусловливает риск злоупотреблений со стороны надзорных органов в отношении подконтрольных субъектов.
2. В проектируемом подпункте 4 пункта 2 статьи 40 Закона N 2300-1 за Роспотребнадзором закрепляется полномочие по определению перечня недопустимых, несправедливых, нарушающих права потребителей условий договоров с потребителями.
Согласно поручениям, во исполнение которых подготовлен проекта акта, разработчик ответственен за "внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение перечня недопустимых, несправедливых, нарушающих права потребителей условий договоров в целях реализации принципа защиты слабой стороны договора в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей".
Вместе с тем разработчиком не подготовлен указанный перечень. Полагаем, что недопустимые условия договоров не могут быть закреплены актами Роспотребнадзора и должны быть включены в Закон N 2300-1.
Кроме того, в целях исключения возможности неоднозначного прочтения требований считаем необходимым при разработке указанного перечня определить также критерии оценки допустимости, справедливости включаемых условий договоров.
3. В соответствии со статьей 40 Закона N 2300-1 федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Роспотребнадзором. Согласно статье 23 Закона N 152-ФЗ функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных осуществляет Роскомнадзор.
С учетом изложенного Минэкономразвития России полагает, что при введении в Закон N 2300-1 норм, регулирующих отношения, связанные с обработкой персональных данных, важным является разграничение полномочий между упомянутыми надзорными органами во избежание дублирования и избыточности контроля. Разработчиком не были представлены данные, во-первых, о порядке реализации контроля за соблюдением проектируемого абзацем третьим пункта 2 статьи 16 Закона N 2300-1 требования и, во-вторых, полномочия, устанавливаемого подпунктом 4 пункта 2 статьи 40 Закона N 2300-1.
Одновременно обращаем внимание, что при направлении законопроектов на заключение об оценке регулирующего воздействия в Минэкономразвития России Роспотребнадзором неоднократно нарушался порядок формирования сводных отчетов. При формировании сводных отчетов рекомендуем использовать Методику оценки регулирующего воздействия, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия".
При формировании сводного отчета по рассматриваемому проекту акта разработчиком также были допущены нарушения. В частности, в направленном сводном отчете отсутствует информация относительно наличия проблемы (и негативных эффектов в связи с ее наличием), на решение которой направлен проект акта; информация о новых функциях, полномочиях, обязанностях и правах федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации (при этом проектом акта за Роспотребнадзором закрепляется новое полномочие); оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Сообщаем, что в случае, если Минэкономразвития России сделан вывод о том, что разработчиком при подготовке проекта акта не соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия, разработчик проводит процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия (начиная с невыполненной процедуры), и дорабатывает проект акта (материалы к нему) по их результатам, после чего повторно направляет проект акта (материалы к нему) в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
Таким образом, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.