Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации""
(подготовлен Минэкономразвития России 19.12.2017 г.)
Анализ работы уполномоченных по защите прав предпринимателей по жалобам субъектов предпринимательской деятельности свидетельствует о необходимости усиления роли и значения института уполномоченных по защите прав предпринимателей в сфере судопроизводства, что требует системного реформирования процессуального законодательства, которое в данной части не менялось с 2013 года.
Для этого предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", а также, отдельными проектами законов корреспондирующих изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Принимая во внимание различный уровень доступа субъектов предпринимательской деятельности к квалифицированной правовой поддержке защита прав предпринимателей в спорах из административных и иных публичных правоотношений в арбитражных судах и судах общей юрисдикции имеет особое значение.
В настоящее время в АПК РФ отдельные права уполномоченных по защите прав предпринимателей установлены, но в ограниченном виде.
В соответствии со ст. 53.1 АПК РФ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) наделен тремя процессуальными возможностями: инициировать дело в арбитражном суде в качестве процессуального истца; вступать в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (что возможно только на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции); обжаловать решения арбитражных судов, вступившие в законную силу. Для уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации (далее - уполномоченные в субъектах) предусмотрена лишь одна процессуальная возможность - инициировать дело в арбитражном суде в качестве процессуального истца. Это, к примеру, исключает возможность для Уполномоченного приступить к судебной защите прав предпринимателей, если жалоба поступила к нему на стадии апелляции, а для уполномоченных в субъектах во всех случаях, когда производство по делу не инициировано самим уполномоченным.
В КАС РФ уполномоченные по защите прав предпринимателей не указаны в качестве лиц, участвующих в деле, из-за чего суды общей юрисдикции отказывают им в праве защищать предпринимателей в делах из административных и иных публичных правоотношений. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы могут быть административными истцами лишь в случаях, предусмотренных данным кодексом. Уполномоченные по защите прав предпринимателей в качестве административных истцов либо иных участников административного дела в КАС РФ не упоминаются. Вместе с тем, значительное количество административных споров, участниками которых являются субъекты предпринимательской деятельности, рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам КАС РФ.
Важность споров, рассматриваемых по правилам КАС РФ, для субъектов предпринимательской деятельности ничуть не меньше, чем споров, рассматриваемых по правилам АПК РФ.
Наделение уполномоченных по защите прав предпринимателей правом представлять интересы предпринимателей в судах позволит привлекать уполномоченных к защите прав предпринимателей на любой стадии арбитражного процесса, или процесса, регулируемого нормами КАС РФ.
Уполномоченных по защите прав предпринимателей предлагается наделить правами представлять интересы субъектов предпринимательской деятельности по следующим категориям дел:
- о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
- об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части в порядке арбитражного и административного судопроизводства;
- об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами в порядке арбитражного и административного судопроизводства;
- по остальным категориям дел привлекаться к участию в уголовном судопроизводстве, в арбитражном судопроизводстве на стороне истца, ответчика или третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, по делам об административных правонарушениях в качестве защитника.
Кроме того, уголовно-процессуальным законодательством участие уполномоченных по защите прав предпринимателей в судопроизводстве не предусмотрено. Вместе с тем, объем обращений, связанных с незаконным уголовным преследованием индивидуальных предпринимателей, руководителей и сотрудников коммерческих организаций, а также с нарушением прав предпринимателей, являющихся потерпевшими или гражданскими истцами по уголовному делу, стабильно велик и составляет в среднем 11,4 % от общего количества обращений.
Участие в деле в качестве иного защитника в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 49 УПК РФ, допускается только после предъявления обвинения, при этом в отношении самой возможности вступления уполномоченных по защите прав предпринимателей в уголовное дело (в отсутствие законодательного урегулирования этого вопроса) мнения в юридическом сообществе различаются.
Следует особо отметить, что необходимость судебной защиты прав лица, которому инкриминируется преступление в сфере предпринимательской деятельности, может потребоваться не только после приобретения лицом процессуального статуса обвиняемого. Отдельные процессуальные действия следствия могут быть обжалованы в судебном порядке, так же в судебном порядке осуществляется избрание мер пресечения, связанных с ограничением свободы - одного из самых болезненных для бизнеса процессуального действия.
Другой стороной проблемы является неурегулированность вопроса об участии уполномоченных по защите прав предпринимателей в уголовном судопроизводстве для защиты прав потерпевших и гражданских истцов.
Таким образом, принципиальное значение имеет установление права уполномоченных по защите прав предпринимателей являться представителями субъектов предпринимательской деятельности в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Законопроектом предлагается также предусмотреть право уполномоченных по защите прав предпринимателей участвовать при рассмотрении дел в судах в качестве представителя субъектов предпринимательской деятельности, а также участвовать и представлять в уголовном судопроизводстве подозреваемого, обвиняемого, осужденного в порядке, предусмотренном УПК РФ, а также выступать в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца, жалоба которого находится на рассмотрении уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Реализация Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.