Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 19.12.2017 г.)
Законопроект подготовлен с учетом поручения Правительства Российской Федерации об обеспечении выполнения подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 августа 2017 г. N Пр-1611.
Выработка предложений по внесению изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) обусловлена необходимостью обеспечения дополнительных гарантий для защиты интересов как подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных (в условиях, когда по уголовным делам нередко имеет место обвинительный уклон), так и потерпевших.
При этом Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный), уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации (далее - уполномоченные в субъектах), при осуществлении возложенных на него полномочий, действует независимо, дополняя существующие средства защиты прав и свобод граждан.
В целях обеспечения возможности полноценной правовой защиты предпринимателей в уголовном судопроизводстве законопроектом предлагается дополнить УПК РФ положением, согласно которому Уполномоченный, уполномоченные в субъектах привлекаются к участию в уголовном судопроизводстве на основании поступившей в его адрес жалобы подозреваемого, обвиняемого, осужденного. Для этого предлагается дополнить статью 49 УПК РФ новой частью 2.1.
Также законопроектом предлагается утвердить полномочия Уполномоченного, уполномоченных в субъекте в ходе досудебного производства по уголовному делу и непосредственно в судебном заседании по уголовному делу, путем дополнения УПК РФ соответствующими статьями 55.1 и 55.2.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в статью 45 УПК РФ, предусмотрев возможность допуска Уполномоченного, уполномоченных в субъектах при наличии его письменного согласия в качестве представителя потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, осужденного или гражданского истца, жалоба которого находится на его рассмотрении;
Предлагаемые изменения связаны с имеющейся неопределенностью правового статуса уполномоченных по защите прав предпринимателей в уголовном процессе.
В настоящее время уполномоченные по защите прав предпринимателей привлекаются для участия в деле в качестве иного защитника в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 49 УПК РФ, однако такая практика невелика по причинам, не зависящим от уполномоченных.
Участие в деле в качестве иного защитника в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 49 УПК РФ, допускается только после предъявления обвинения, при этом в отношении самой возможности вступления уполномоченных по защите прав предпринимателей в уголовное дело (в отсутствие законодательного урегулирования этого вопроса) мнения в юридическом сообществе различаются.
Следует особо отметить, что необходимость судебной защиты прав лица, которому инкриминируется преступление в сфере предпринимательской деятельности, может потребоваться не только после приобретения лицом процессуального статуса обвиняемого. Отдельные процессуальные действия следствия могут быть обжалованы в судебном порядке, так же в судебном порядке осуществляется избрание мер пресечения, связанных с ограничением свободы - одного из самых болезненных для бизнеса процессуального действия.
Другой стороной проблемы является неурегулированность вопроса об участии уполномоченных по защите прав предпринимателей для защиты прав потерпевших и гражданских истцов.
Вместе с тем, объем обращений, связанных с незаконным уголовным преследованием индивидуальных предпринимателей, руководителей и сотрудников коммерческих организаций, а также с нарушением прав предпринимателей, являющихся потерпевшими или гражданскими истцами по уголовному делу, стабильно велик и составляет в среднем 11,4 % от общего количества обращений.
Возможности субъектов предпринимательской деятельности, особенно, относящихся к категории индивидуальных предпринимателей, привлекать для оказания правовой помощи квалифицированных специалистов, как правило, ограничены. При этом вступление уполномоченного по защите прав предпринимателей в качестве представителя является правом, а не обязанностью, что позволит при выявлении признаков нарушения прав, соответственно, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного или потерпевшего/гражданского истца вступить в процесс и обеспечить и реальную состязательность процесса.
Реализация Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.