Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О совершенствовании процедуры досудебного урегулирования споров, связанных с защитой интеллектуальных прав"
(подготовлен Минобрнауки России 22.12.2017 г.)
Проект федерального закона (далее - законопроект) разработан с целью совершенствования процедуры досудебного урегулирования споров, связанных с защитой интеллектуальных прав, в том числе рассматриваемых в административном порядке. Изменения, вносимые законопроектом, направлены на расширение возможностей защиты интеллектуальных прав, повышение степени объективности рассмотрения споров, связанных с государственной регистрацией результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, и сокращение сроков рассмотрения споров.
В настоящее время рассмотрение и разрешение споров, связанных с государственной регистрацией результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляется в административном порядке, и лишь после вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию (далее - регистрирующий орган), такое решение может быть оспорено в судебном порядке.
Количество споров, рассматриваемых в административном порядке, возрастает, что подтверждается данными статистики: общее количество заявлений и возражений, рассмотренных Роспатентом в 2016 году, составило 2012 (в 2015 г. - 1690, а в 2014 г. - 1500)*(1). Кроме того сроки рассмотрения указанных категорий споров в административном порядке законодательно не определены и в отдельных случаях превышают сроки судебного рассмотрения. Чрезмерная отдаленность во времени судебного контроля приводит к ущемлению гарантий судебной защиты и нарушает принцип доступности правосудия в сфере предпринимательской деятельности. При этом процедура административного рассмотрения не является эффективной и порождает судебные обжалования вынесенных решений.
Создающаяся неопределённость в спорных материальных и процессуальных правоотношениях отрицательным образом влияет на выполнение государственных задач, в том числе обозначенных в утвержденной Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации*(2), по модернизации и переходу экономики на инновационный путь, а также формированию условий для использования разработок, создаваемых научно-исследовательскими, образовательными, инновационными учреждениями и организациями. Исключительную важность в свете этого документа приобретает проблема коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и формирования российского рынка интеллектуальной собственности, который сейчас находится в стадии становления.
Предложенные в законопроекте изменения позволят снизить нагрузку на регистрирующие органы и суды, а также ввести конкурентную основу при применении процедуры медиации для рассмотрения споров, связанных с защитой интеллектуальных прав, что позволит сократить используемые средства федерального бюджета, обеспечит поддержку институту медиации и развитию рынка интеллектуальных прав.
Принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Настоящий законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Сведения об итогах деятельности Роспатента за 2016 год;
*(2) утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.