Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" (далее - проект акта, действующий приказ), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 9 ноября 2017 года по 22 ноября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/11-17/00074833).
В сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта, представленной разработчиком, рассмотрены все поступившие замечания и предложения и предоставлены пояснения и комментарии о причинах учета (отклонения) указанных замечаний и предложений при доработке проекта акта.
Основанием для разработки проекта акта является пункт 5.1 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 6 октября 2017 г. N ДК-П9-266пр (далее - Поручение).
Проектом акта устанавливается возможность размещения объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода только при заключении договора субаренды земельного участка либо установлении сервитута.
Предлагаемое регулирование согласно разделу 6 сводного отчета затрагивает интересы лиц, осуществляющих строительство или размещение вышеуказанных объектов и инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожных путей необщего пользования, а также их владельцев.
Минэкономразвития России считает целесообразным обратить внимание разработчика на необходимость учета следующих замечаний.
1. В соответствии с пунктом 5 действующего приказа размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений (далее -объекты капитального строительства) в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией. При этом порядок такого согласования нормативно не урегулирован.
В соответствии с пунктом 5.1 Поручения Минтрансу России было поручено установить детальный порядок согласования размещения объектов капитального строительства, включая сроки согласования, исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании. Отмечаем, что отсутствие такого порядка может привести к увеличению сроков и стоимости (например, в случае выполнения технических условий, сопряженных с согласованием) размещения объектов капитального строительства. Учитывая, что предлагаемое регулирование затрагивает интересы, в том числе, субъектов предпринимательской деятельности, собственников линейных сооружений (сетей связи, линий электропередач, автомобильных дорог и т.д.), указанное обстоятельство может затруднить реализацию государственных программ в указанных сферах деятельности.
Таким образом, считаем необходимым установить детальный порядок согласования размещения объектов капитального строительства.
2. Проектом акта изменяется действующий порядок размещения объектов капитального строительства в границах полосы отвода посредством согласования на заключение договора субаренды земельного участка либо соглашение об установлении сервитута с заинтересованной организацией (обе этих возможности являются возмездными). Таким образом, предлагаемое регулирование не в полной мере соответствует Поручению и фактически налагает ограничение возможности размещения объектов и сооружений по другим основаниям, не в рамках заключения договора субаренды либо соглашения об установления сервитута с другой организацией на торгах.
При этом отмечаем, что в соответствии с действующим законодательством полученное согласование не требует в обязательном порядке платы за размещение объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду. Таким образом, для сдачи в субаренду необходимо получение согласия. В этой связи предлагаемое внесение изменений в части исключения необходимости согласовывать размещение объектов повторно в случае заключения договора субаренды земельного участка не вызывает возражений и может быть поддержано.
Однако субаренда подразумевает уплату арендной платы. Отмечаем, что ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", установлены приказом Минэкономразвития России от 4 декабря 2006 г. N 396*(1). При этом размер ставки субаренды не регламентирован. В таком случае отмечаем риск установления завышенных размеров ставок субаренды, кратно превышающих размер арендной платы, что способно повлечь за собой необоснованные затраты субъектов предпринимательской деятельности, планирующих размещение объектов капитального строительства.
Аналогичный подход в отношении платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, реализован в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1461.
Вместе с тем отмечаем, что проект акта затрагивает интересы владельцев железнодорожных путей необщего пользования. Обращаем внимание, что в соответствии с проектом акта в случае, если владелец железнодорожных путей необщего пользования использует земельный участок на иных законных основаниях за исключением аренды, единственным способом размещения объектов капитального строительства является установление сервитута. Размещение объектов капитального строительства требует уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию сервитута. В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за регистрацию составляет 6 тысяч рублей. Таким образом, лицо, планирующее разместить объект капитального строительства, должно оплатить такую государственную пошлину в любом случае, даже в случае, если владелец железнодорожного пути необщего пользования готов безвозмездно предоставить площадь для размещения такого объекта.
Таким образом, полагаем необходимым дополнительно предусмотреть диспозитивную норму, которая позволит выстраивать отношения между владельцами инфраструктуры и лицами, планирующими размещение объектов капитального строительства, на их усмотрение, как это предусмотрено Поручением.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Ставки учитывают значительный размер площади полос отвода в размере от 1,11 руб. до 120,42 руб. за гектар в зависимости от субъекта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.