Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 103.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
(подготовлен Минфином России 27.12.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 103.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект, Федеральный закон) разработан в целях улучшения условий исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе об уплате судебного штрафа назначенного судом лицу, при освобождении от уголовной ответственности, в качестве меры уголовно - правового характера.
Законопроект подготовлен Министерством финансов Российской Федерации в целях внесения в Федеральный закон изменений, направленных на совершенствование порядка исполнения судебных актов. А также на устранение условий, способствующих росту дебиторской задолженности по неналоговым доходам перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в рамках проведения работы по реализации подпункта "в" пункта 1 поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N Пр-1659 в части разработки иных механизмов устранения условий, способствующих росту дебиторской задолженности.
Законопроектом предлагаются изменения, направленные на предоставление возможности внесения денежных средств, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в размере суммы назначенного судебного штрафа, либо ее части, иным лицом, не являющимся должником по исполнительному производству, в целях фактического исполнения требований об уплате судебного штрафа, содержащихся в исполнительном документе.
Внесение денежных средств, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере суммы судебного штрафа, либо ее части, будет производиться иным лицом в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящее время Российское законодательство не содержит запрета физическим или юридическим лицам предоставлять денежные средства для уплаты судебного штрафа как меры уголовно - правового характера, лицам, которым данная мера назначена. Также не представляется возможным установить, уплатило ли виновное лицо в погашение судебного штрафа денежные средства, принадлежащие ему самому, либо источником их предоставления явилось иное (третье) лицо.
В этой связи, по мнению Минфина России, предлагаемый законопроект, не нарушает ни установленные законодательством Российской Федерации задачи и принципы наказания, ни принципы ответственности виновного лица, так как нормами законопроекта вина и ответственность за совершенное правонарушение (преступление) не перекладывается на иное лицо, а лишь с учетом специфики данного вида наказания, исполнение которого заключается в факте уплаты денежных средств, предлагает установить дополнительный механизм погашения судебного штрафа, путем предоставления возможности внесения денежных средств, в размере суммы назначенного штрафа, либо ее части, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации иным лицом.
Реализация положений законопроекта повысит эффективность исполнения требований исполнительных документов об уплате судебного штрафа, что в свою очередь приведет к уменьшению дебиторской задолженности по неналоговым доходам перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и, как следствие, повлечет своевременное поступление неналоговых доходов в части штрафных санкций в доходы бюджетов.
В Налоговом кодексе Российской Федерации возможность исполнения обязанности уплаты налога иным лицом предусмотрена в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года в Астане.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.