Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 26.12.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 5 Плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р.
В соответствии с частью 7 статьи 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) на организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов (далее - организации), и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 %, распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) при соответствии организаций требованиям Федерального закона N 209-ФЗ (за исключением требований к структуре уставного капитала и (или) видам осуществляемой деятельности).
Так, организации, соответствующие вышеуказанным условиям по структуре уставного капитала и созданию рабочих мест для инвалидов, могли быть признаны субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) при соответствии установленным предельным значениям по количеству занятых сотрудников и размеру выручки (дохода) за предшествующий календарный год.
В то же время в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 408-ФЗ) уточнены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП в целях формирования единого реестра субъектов МСП (далее - реестр МСП) на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и поступающих в рамках предоставления налоговой отчетности, а также сведений, представляемых иными предусмотренными Федеральным законом N 209-ФЗ органами и организациями.
Необходимо отметить, что в настоящий момент в информационных ресурсах ФНС России отсутствует оперативная информация о структуре занятости предприятий, созданных общественными объединениями инвалидов.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона N 408-ФЗ при первом формировании реестра МСП (1 августа 2016 г.) требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью не учитывалось, в связи с чем сведения о хозяйственных обществах, соответствующих условиям, указанным в статье 33 Федерального закона N 181-ФЗ (вне зависимости от среднесписочной численности инвалидов по отношению к другим работникам и доли оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда), были включены в реестр МСП.
Вместе с тем при очередном формировании реестра МСП 10 августа 2017 г. такие сведения не были в него включены и соответствующие хозяйственные общества потеряли возможность участвовать в программах поддержки МСП.
В целях разрешения существующей правовой неопределенности в вопросе применения части 7 статьи 33 Федерального закона N 181-ФЗ и обеспечения возможности отнесения к субъектам МСП обществ, учрежденных общественными объединениями инвалидов, законопроектом предлагается часть 7 статьи 33 Федерального закона N 181-ФЗ признать утратившей силу.
Одновременно законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон N 209-ФЗ, в соответствии с которыми ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий в размере 25 % не будет распространяться на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, которые созданы общественными объединениями инвалидов, и уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и в которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 %.
В целях включения малых или средних предприятий, созданных общественными объединениями инвалидов, в реестр МСП могут использоваться сведения о среднесписочной численности работников-инвалидов и их доле в фонде оплаты труда, представляемые в налоговые органы в связи с применением налоговых льгот и специальных налоговых режимов.
Таким образом, малые или средние предприятия, созданные общественными объединениями инвалидов, и уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, будут отнесены к категории субъектов МСП.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не повлияет на расходные и доходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 24 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.