Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 30.12.2017 г.)
Подпунктами 123 и 124 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена обязанность заявителей, обращающихся в ФАС России за рассмотрением досудебных споров и разногласий оплачивать государственную пошлину только по некоторым видам споров и разногласий.
При этом, за совершение ФАС России одинаковых по своей правовой природе юридически значимых действий установлено 2 (два) разных размера государственной пошлины: за рассмотрение разногласий размер государственной пошлины составляет 80 000 рублей (п.п. 124), а за досудебное рассмотрение споров - 160 000 рублей (п.п.123).
Указанная разность в размере государственной пошлины была обусловлена действием 5 актов Правительства Российской Федерации, которыми определены порядки и сроки рассмотрения указанных споров и разногласий, которые определяли различные порядки и сроки рассмотрения указанных споров и разногласий.
Кроме этого, возможность обратиться с заявлением о досудебном рассмотрении спора предусмотрена Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (ч. 2 ст. 11), Федеральным законом от 07.11.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (п. 10 ч. 3 ст. 4), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (п. 9 ч. 2 ст. 7).
При этом, услуги по передаче тепловой энергии, а также водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся, согласно Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Между тем, тарифное регулирование в указанных сферах осуществляется на основании Федеральных законов от 07.11.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 123 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за принятие решения в досудебном порядке по спорам, связанным с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, составляет 160 000 рублей.
Формулировка юридически значимого действия, за которое взимается государственная пошлина, указанная выше, введена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 274-ФЗ, то есть когда досудебное урегулирование споров было предусмотрено только Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и последующее изменение Налогового кодекса Российской Федерации касалось только увеличения размера такой государственной пошлины.
При рассмотрении указанных споров ФАС России придерживается позиции, согласно которой за принятие решения по досудебному спору, рассматриваемому на основании заявления, поданному в соответствии с Федеральными законами от 07.11.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", государственная пошлина не взимается, несмотря на что ряд тарифов устанавливается в сферах, отнесенных к естественно монопольным. Данная позиция основывается на том, что вышеуказанными законами (N N 147-ФЗ, 190-ФЗ, 416-ФЗ) устанавливаются различные альтернативные функции по досудебному урегулированию споров, государственной пошлиной из которых облагается только процедура, установленная Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
ФАС России в 2017 году было рассмотрено 227 досудебных споров и разногласий, из них: государственная пошлина оплачена по 154 досудебным спорам и разногласиям на сумму 16 720 000 рублей, государственная пошлина не оплачена по 73 досудебным спорам и разногласиям на сумму не менее 8 720 000 рублей.
Таким образом, объем поступлений в федеральный бюджет за период 2017 года составил 16 720 000 рублей.
В этой связи ФАС России предлагает рассмотреть вопрос о внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации следующих изменений:
1. подпункт 123 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции: "за принятие решения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), органом регулирования тарифов по заявлениям о рассмотрении (урегулировании) споров, рассмотрении разногласий, поданным в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о железнодорожном транспорте, - 120 000 рублей;"
2. подпункт 124 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации признать утратившим силу.
Реализация предлагаемых изменений по унификации размера государственной пошлины в сумме 120 000 рублей за рассмотрение досудебных споров и разногласий позволит дополнительно получить доход в бюджет Российской Федерации на сумму 10 520 000 рублей.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации" не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33
Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33
Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов за счет средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33
Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.