Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об использовании сетей связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, Правил выпуска в эфир (публикации) редакциями средств массовой информации сигналов оповещения и (или) экстренной информации и внесении изменений в Правила оказания услуг телефонной связи" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 26 сентября 2017 г. по 16 октября 2017 г. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/09-17/00073471). Предложения по проекту акта поступили от С.В. Буркова, В.А. Левчика, Е.А. Улискова, Е.Н. Кондрашиной, С.Н. Люцко, В.К. Максимова, Э.Л. Симонянц, В.П. Лагаевой. Указанные замечания включены разработчиком в сводку предложений и прокомментированы.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основной группой субъектов предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, интересы которой будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются операторы подвижной радиотелефонной связи, операторы местной телефонной связи и операторы связи, оказывающие услуги телевизионного вещания и (или) радиовещания.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при доработке проекта акта.
1. Пунктом 17 проекта Положения об использовании сетей связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - проект Положения) предлагается заключение договора на оказание услуг (далее - Договор) между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и оператором, оказывающим услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (далее - Оператор).
При этом предмет Договора и его возмездность (безвозмездность), а также обязанности сторон однозначно в проекте Положения не определены.
Согласно части 1 статьи 778 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом частью 3 статьи 423 ГК РФ устанавливается презумпция возмездности договора, если законом, иным правовым актом или содержанием договора не предусматривается иное.
Кроме того, проектом Положения не определено, за чей счет возмещаются расходы по размещению оборудования региональной системы оповещения и кто производит запись, хранение сигналов оповещения на оборудовании сети Оператора.
Считаем необходимым определить в пункте 17 проекта Положения безвозмездный характер договора (согласно части 4 статьи 66 Закона о связи), а также уточнить его содержание и предмет в соответствии с вышеизложенным.
2. Пунктом 17 проекта Положения предусмотрены критерии технической возможности, про наличии которых заключение Договора между уполномоченным органом и Оператором является обязательным.
Однако проектом Положения не установлено лицо, ответственное за определение технической возможности (оператор или уполномоченный орган), не установлен порядок доказывания отсутствия технической возможности, не предусмотрен порядок обжалования в случае, если решение о наличии или отсутствии технической возможности определит уполномоченный орган.
Отсутствие указанных положений может привести к риску возникновения судебных споров между Операторами и уполномоченным органом, а также будет затруднять процедуру заключения Договоров, что в конечном итоге отразится на своевременности оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Считаем необходимым доработать проект Положения согласно указанному замечанию.
3. Проектом Порядка взаимодействия органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и оператора связи, оказывающего услуги местной телефонной связи, и проектом Порядка взаимодействия органов управления РСЧС и оператора связи, оказывающего услуги подвижной радиотелефонной связи, предусмотрено, что выборка абонентов (пользователей) для оповещения должна производиться в соответствии с заявкой. Однако согласно пункту 6 проекта Положения заявка не содержит требований к абонентам (пользователям) и их выборке. Вместе с тем наличие в заявке сведений о территории передачи сигнала оповещения не позволяет сделать вывод о том, какие именно абоненты должны быть оповещены: зарегистрированные на указанной территории или физически пребывающие в данное время на этой территории.
Считаем необходимым доработать проект Положения согласно указанному замечанию.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.