Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа "О внесении изменений в примерную форму охотхозяйственного соглашения, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 93" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (3501 ед.), а также уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (85 ед.).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения доработанного проекта акта и сводного отчета в срок с 11 октября 2017 года по 31 октября 2017 года. В ходе публичных обсуждений замечания и предложения на проект акта не поступали. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/10-17/00073946).
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при его доработке.
Проект акта разработан во исполнение письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 86/1-25-2017/Ид4209-17 с целью устранения коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "в" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, связанного с неполнотой административных процедур - отсутствием порядка совершения государственным органом, организацией, их должностными лицами определенных действий.
В частности, проектом акта предлагается закрепить полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать порядок утверждения схем использования и охраны охотничьих угодий. Однако указанное положение предлагается внести в Примерную форму охотхозяйственного соглашения, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 93 (далее - Примерная форма охотхозяйственного соглашения), что не может быть признано надлежащим порядком наделения полномочиями органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту "в" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Статьями 32-35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) предусмотрено распределение полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом статьи 33-34 Федерального закона N 209-ФЗ не предусматривают полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать порядок утверждения схем использования и охраны охотничьих угодий.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в ведомственном приказе со ссылкой на часть 5 статьи 34 Федерального закона N 209-ФЗ и пункт "д" части 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" представляется недопустимым.
Согласно частям 11-14 статьи 39 Федерального закона N 209-ФЗ документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья. В указанной схеме определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
Пунктом 3 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного приказом Минприроды России от 23 декабря 2010 г. N 559 (далее - Порядок), устанавливается, что документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, определяющая мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.
Пунктом 6 Порядка при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства предусматривается разработка картографического материала, проекта деления территории, проекта планирования создания охотничьей инфраструктуры, а также определение перечня видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории охотничьего угодья, в отношении которых планируется осуществлять бонитировку, максимальной и минимальной численности основных видов охотничьих ресурсов, расчета пропускной способности охотничьего угодья; биотехнического мероприятия.
Таким образом, формально требования к проведению внутрихозяйственного охотустройства и схеме использования и охраны охотничьего угодья установлены, что свидетельствует о нецелесообразности разработки проекта акта в предлагаемой редакции.
Разработчиком не представлены обоснования необходимости внесения изменений в Примерную форму охотхозяйственного соглашения, а также не рассмотрен альтернативный вариант регулирования - внесение изменений в Порядок в части установления конкретных требований к схеме использования и охраны охотничьего угодья.
Для достижения заявленной цели регулирования считаем необходимым разработчику:
отказаться от разработки представленного проекта акта;
проработать вопрос целесообразности предлагаемых изменений;
проработать альтернативные варианты регулирования в рамках действующего законодательства без наделения соответствующими полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае принятия решения о необходимости наделения соответствующими полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации считаем возможным рекомендовать:
разработать новый проект акта о внесении изменений в Федеральный закон N 209-ФЗ в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению порядка утверждения схем использования и охраны охотничьих угодий с корреспондирующим внесением изменений в статьи 32-34 и 39 Федерального закона N 209-ФЗ;
по итогам принятия изменений в Федеральный закон N 209-ФЗ внести изменения в Примерную форму охотхозяйственного соглашения (при необходимости).
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.