Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 29.01.2018 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области (пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N Пр-912) и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича (пункт 8 поручения от 12 мая 2017 г. N АД-П13-3016) в части расширения вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, с целью строительства на них жилья посредством создания жилищно-строительных кооперативов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами.
Пунктом 9.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрена возможность предоставления в безвозмездное пользование жилищно-строительным кооперативам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем указанная норма ограничивает органы государственной власти субъектов Российской Федерации перечнем организаций, работники которых могут создавать предусмотренные указанным Федеральным законом кооперативы (государственные образовательные организации, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальные образовательные организации, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, государственные учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальные учреждения здравоохранения, государственные учреждения культуры, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальные учреждения культуры является основным местом работы).
Законопроектом предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации большую свободу в определении категорий граждан в целях создания жилищно-строительных кооперативов, которым могут быть предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставив им возможность самостоятельно определять эти категории. Поскольку кооперативам могут предоставляться земельные участки, также находящиеся в муниципальной собственности, такими полномочиями предлагается наделить также и органы местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Устанавливается, что правила формирования списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, которому могут предоставляться земельные участки в безвозмездное пользование, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления и размещаются на официальных сайтах этих органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законопроектом также предлагается уточнить какие нормы статьи 16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" и в какой части должны соблюдаться при создании кооператива. Так, законопроектом предусматривается, что при создании кооператива и предоставлении кооперативу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование должны соблюдаться правила и условия, предусмотренные частями 3 - 3.2, 6, пунктами 1-5, 8 части 7, частями 8-11, 13, 19 и 21 - 32 статьи 16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", касающиеся включения в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, количества членов кооператива, учредительных документов кооператива, условий предоставления кооперативу земельных участков, срока передачи кооперативу земельных участков в безвозмездное пользование, реорганизации кооператива, а также касающиеся заключения кооперативом договора строительного подряда, договора на осуществление функций технического заказчика.
Принятие предлагаемых изменений позволит существенно расширить перечень категорий граждан, которые смогут улучшить свои жилищные условия с использованием механизма жилищно-строительных кооперативов.
При этом, следует отметить, что в настоящее время в разной стадии реализации находятся 113 проектов жилищно-строительных кооперативов, созданных и действующих в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", в которые входят более 11 000 человек.
Формат жилищно-строительных кооперативов за счет безвозмездно предоставляемого земельного участка, и, как следствие, исключения затрат на покупку либо аренду участка, а также минимизации девелоперских расходов, самостоятельного контроля за расходами на проектные работы и ходом строительства, позволяет обеспечить конечную стоимость жилья для граждан в среднем на 20-50% ниже рыночной.
С учетом наличия у субъектов неиспользуемых земельных участков и потребности граждан в жилье, даже консервативный прогноз (реализация 1-2 проектов на территории каждого субъекта Российской Федерации) позволит создать более 100 жилищно-строительных кооперативов.
К категориям граждан, потенциально заинтересованных в участии в жилищно-строительных кооперативах, которым будут передаваться земли, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, относятся: государственные служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие, работники правоохранительных органов субъекта Российской Федерации, работники организаций, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, иные категории, определенные субъектом Российской Федерации.
Указанный проект федерального закона не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.