Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 08.02.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2641 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на усиление ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 2641 (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК).
Актуальность обозначенных изменений обусловлена повышенной общественной опасностью управления транспортным средством в состоянии опьянения и необходимостью применения более строго наказания за его повторное совершение.
Следует отметить, что с начала действия статьи 2641 УК (вступила в силу 1 июля 2015 года) наблюдается динамика роста числа рассматриваемых деяний, которое в настоящее время остается высоким.
За июль-декабрь 2015 года дознавателями органов внутренних дел расследованы уголовные дела о 29 229 преступлениях данной категории, из них по 28 958 уголовные дела направлены в суд, за 2016 год - 84 965 и 84 183, за 2017 год - 79 783 и 78 980 соответственно.
Изучение судебной практики показало, что за июль-декабрь 2015 года по статье 2641 УК осуждено 18 987 лиц, за 2016 год - 75 282, за январь-июнь 2017 года - 33 446. При этом наиболее часто судами применяется наказание в виде обязательных работ. Так, за рассматриваемые периоды оно назначено 16 128 (84,9%), 61 293 (81,4%) и 26 190 (78,3%) лицам, реальное лишение свободы - 350 (1,8%), 3 299 (4,3%) и 2 225 (6,6%), условное - 1 002 (5,2%), 5 679 (7,5%) и 2 970 (8,8) соответственно. В 1 482 (7,8%), 4 837 (6,4%) и 1 934 (5,7%) случаях в качестве основного вида наказания назначен штраф.
Таким образом, наказание в виде лишения свободы за совершение рассматриваемого преступления судами применяется крайне редко, что, в первую очередь, связано с требованиями части первой статьи 56 УК, согласно которой указанный вид наказания не может быть назначен лицу, впервые совершившему преступление небольшой тяжести.
Состав преступления, предусмотренный статьей 2641 УК, является формальным и не предполагает наступление общественно-опасных последствий. В то же время установление ответственности за такие деяния направлено на предупреждение более тяжких преступлений, определенных частями второй, четвертой и шестой статьи 264 (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) УК, совершение которых связано с причинением вреда здоровью и смертью одного или нескольких человек.
Правоприменительная практика свидетельствует о профилактическом воздействии статьи 2641 УК. Безопасность на дорогах несколько повысилась, однако ее уровень недостаточен.
Так, в результате дорожно-транспортных происшествий в 2015 году погибло 19 011 лиц, из них 1 028 - в возрасте до 18 лет. В 2016 и за 11 месяцев 2017 года указанные показатели составили 16 933 и 933, 14 142 и 857 соответственно.
Кроме того, число дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями в состоянии опьянения, в 2015 году составило 16 358, в 2016 - 16 835, за 11 месяцев 2017 года - 14 366.
В 2014 году по статье 264 УК осуждено 11 696 лиц, из них совершили преступление в состоянии опьянения 4 074 (34,8%), в 2015 - 9 266 и 3 098 (33,4%), в 2016 - 10 420 и 2 457 (23,5%), за январь - июнь 2017 года - 5 332 и 1 249 (23,4%) соответственно.
Также фиксируется значительное число фактов повторного совершения преступлений по статье 2641 УК, в том числе в период расследования уголовного дела.
Приведенные данные свидетельствуют, что девиантное поведение водителей обусловлено отсутствием реальной угрозы серьезного наказания. Кроме того, их мотивацию к строгому соблюдению правил дорожного движения снижает невозможность органов предварительного расследования избирать в отношении подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, предусмотренного статьей 2641 УК, меру пресечения в виде заключения под стражу, так как максимальное наказание за рассматриваемое деяние установлено в виде лишения свободы сроком до двух лет.
Изложенное позволяет сделать вывод, что "пьянство за рулем" остается одной из основных угроз безопасности дорожного движения и причиной смертности при дорожно-транспортных происшествиях, а имеющиеся меры ответственности являются недостаточными.
В этой связи предлагается увеличить установленные санкцией статьи 2641 УК максимальные сроки лишения свободы и принудительных работ до 4 лет, размер штрафа до пятисот тысяч рублей, а также исключить наказание в виде обязательных работ.
Реализация указанных изменений позволит повысить эффективность противодействия управлению транспортными средствами в состоянии опьянения, привести в соответствие уровень общественной опасности рассматриваемых преступлений и наказание за их совершение.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов аналогичного содержания не имеется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.