Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения статью 12 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. По информации, представленной разработчиком, проект акта разработан в инициативном порядке, а также в целях исключения запрета на создание резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (далее - резиденты ТОСЭР) обособленных подразделений за пределами территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 14 по 28 декабря 2017 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/76371 (ID проекта: 02/04/12-17/00076371). В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения не поступали.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, в целом соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта и сводному отчету имеются следующие замечания.
1. Представленным проектом акта предлагается исключить пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), устанавливающий запрет на наличие у резидента ТОСЭР филиалов и представительств, расположенных за пределами соответствующей ТОСЭР.
Согласно сводному отчету в качестве основной проблемы, на решение которой направлен предлагаемый проектом акта способ регулирования (пункт 1.4 сводного отчета), разработчик указал на отсутствие возможности резидентам ТОСЭР иметь обособленные подразделения за пределами ТОСЭР, а основной целью предлагаемого регулирования (пункт 1.6 сводного отчета), соответственно, - предоставление резидентам ТОСЭР возможности иметь обособленные подразделения за пределами ТОСЭР. Кроме того, по мнению разработчика, основным негативным эффектом, возникающим в связи с наличием указанной в сводном отчете проблемы, является снижение темпов социально-экономического развития Дальнего Востока (пункт 3.2 сводного отчета).
При этом следует отметить, что в обоснование приведенных в указанных пунктах сводного отчета утверждений разработчиком не приведено ни одного убедительного довода, позволяющего сделать вывод о возможной стимулирующей роли и бесспорном экономическом эффекте предлагаемого проектом акта регулирования.
Также разработчиком не раскрыта суть заявленной им проблемы. В частности, предлагаемая разработчиком формулировка проблемы не позволяет установить степень влияния установленного Федеральным законом N 473-ФЗ запрета на наличие у резидента ТОСЭР обособленных подразделений, расположенных за пределами ТОСЭР, на результаты осуществляемой им предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельности, а также определить, способствует ли данный запрет возникновению тех или иных сложностей и (или) административных барьеров при ее ведении или ухудшает условия ведения такой деятельности.
Более того, вызывает большое сомнение обоснованность приведенной разработчиком в сводном отчете позиции о том, что применение указанного запрета способствует снижению темпов роста социально-экономического развития Дальнего Востока. По мнению Минэкономразвития России, данное утверждение должно, как минимум, подтверждаться верифицированными статистическими данными и результатами анализа финансово-экономических показателей социально-экономического развития Дальнего Востока.
Учитывая предусмотренные Федеральным законом N 473-ФЗ цели и задачи создания и функционирования ТОСЭР, заключающиеся в обеспечении благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику отдельных территорий Российской Федерации, ускоренного их социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности проживающего на этих территориях населения, а также меры государственной поддержки резидентов ТОСЭР, включая меры налогового стимулирования результатов предпринимательской деятельности, осуществляемой исключительно в границах ТОСЭР, считаем, что указанные разработчикам цели и содержание предлагаемого проектом акта регулирования в целом противоречат целям и задачам Федерального закона N 473-ФЗ.
2. Также отмечаем, что в качестве одной из мер налогового стимулирования резидентов ТОСЭР является установленная статьей 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая преференция по налогу на прибыль организаций. Согласно указанной статье Кодекса для резидентов ТОСЭР ставка по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%, а ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, устанавливается по решению субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 5% в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль, и в размере не менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов.
При этом указанная налоговая преференция предоставляется только резидентам ТОСЭР, соответствующим требованиям, предусмотренным подпунктами 1-7 пункта 1 статьи 284.4 Кодекса, в том числе при условии, что организация - резидент ТОСЭР не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами ТОСЭР. Кроме того, данная преференция применяется только в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.
Учитывая, что предусматриваемым проектом акта регулированием предлагается исключить из Федерального закона N 473-ФЗ запрет на наличие у резидента ТОСЭР филиалов и представительств, расположенных за пределами соответствующей ТОСЭР, разработчиком было принято решение о разработке проекта акта об исключении аналогичного запрета из статьи 284.4 Кодекса.
Вместе с тем считаем необходимым обратить внимание разработчика на то, что внесение указанных изменений в статью 284.4 Кодекса не будет иметь ни практического, ни экономического смысла, поскольку, как уже отмечалось выше, действие указанной налоговой преференции применяется исключительно в отношении прибыли, полученной резидентом от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР. В этой связи можно сделать вывод, что прибыль, полученная резидентом ТОСЭР от осуществления деятельности через принадлежащие ему обособленные подразделения, расположенные за пределами ТОСЭР, должна будет облагаться налогом на прибыль организаций на общих основаниях и с учетом особенностей, предусмотренных статьей 288 Кодекса.
По мнению Минэкономразвития России, предлагаемое разработчиком изменение в статью 284.4 Кодекса не только не улучшит экономическое положение резидентов ТОСЭР, а наоборот приведет к росту как финансовых, так и трудовых затрат, связанных с необходимостью ведения дополнительного раздельного налогового учета доходов и расходов, представлением дополнительной налоговой и финансовой отчетности и пересмотром условий соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.
В связи с изложенным предлагаемое проектом акта регулирование не поддерживается.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.