Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка исполнения судебных решений, а также применения мер принудительного исполнения)"
(подготовлен Минюстом России 09.02.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка
исполнения судебных решений, а также применения мер принудительного исполнения)" (далее - законопроект) направлен на совершенствование порядка исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также приведение терминологии в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
В целях улучшения условий исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, законопроектом предусматривается предоставление возможности исполнения указанных требований иным лицом.
В настоящее время оплата долга (возмещение ущерба) за должника может быть произведена иными лицами как в рамках гражданско-правовых отношений, так и в рамках уголовного судопроизводства.
Согласно положениям статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательства, предложенное за должника третьим лицом, обязательно для кредитора в случаях, когда данное исполнение возложено должником на третье лицо, должником допущена просрочка исполнения денежного обязательства, третье лицо подвергается опасности утратить свое право на имущество должника вследствие обращения взыскания на это имущество.
В то же время кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если из условий обязательства вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (часть 3 статьи 313 ГК РФ).
22.11.2016 Пленумом Верховного Суда Российской Федерации утверждено постановление N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 20 которого разъяснено, что просроченное денежное обязательство может быть исполнено третьим лицом и в том случае, когда его возникновение связано с личностью должника, например, уплата долга по алиментам.
В соответствии с пунктом 3 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 N 56 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности", возмещение ущерба и (или) заглаживание вреда могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами.
Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях улучшения условий исполнения обязанности по уплате налогов,возможность уплаты налогов за налогоплательщика представлена иным лицам.
Учитывая вышеназванные положения смежных отраслей законодательства, а также судебную практику законопроектом предлагается установить возможность фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, лицом, не являющимся должником по исполнительному производству.
По информации, представленной Федеральной службой судебных приставов, в 2016 году на принудительном исполнении находилось 2 335 исполнительных производств об изъятии у должников и возврате лизингодателю предметов лизинга по расторгнутым договорам лизинга. Как правило, предметом лизинга являются: автомототранспортные средства (легковые, грузовые), производственное оборудование (производственные линии, краны, станки, стройтехника), медицинское оборудование, предметы мебели, а также рогатый скот.
В рамках указанных исполнительных производств имели место случаи обращения взыскателей с заявлением об исполнительном розыске имущества, подлежащего передаче взыскателю, и отказов судебных приставов-исполнителей в объявлении такого розыска, поскольку положения статьи 65 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) не предусматривают розыск такого имущества.
Так, например, в Управлении ФССП России по Алтайскому краю с 2015 года на исполнении находилось исполнительное производство об обязании ООО "Крестьянское хозяйство "Осень" возвратить ООО "Лизинг Инвест" имущество, переданное по договору лизинга, а именно: трактор Беларус 892.2 и пресс-подборщик ПРФ-145Б.
В ходе проведения исполнительных действий установлено, что предметы лизинга переданы третьим лицам и установить их местонахождение в ходе совершения исполнительных действий не представилось возможным, а в настоящее время статьей 65 Закона об исполнительном производстве розыск имущества, принадлежащего взыскателю, не предусмотрен.
Аналогичная ситуация имела место в управлениях ФССП России по Кемеровской, Московской, Тверской областям, а также в других территориальных органах ФССП России.
В целях устранения вышеназванной проблемы законопроектом предусмотрено наделение судебного пристава-исполнителя полномочиями по розыску имущества, подлежащего передаче взыскателю по решению суда.
Статьями 1 и 2 законопроекта предлагаются изменения технического характера.
В соответствии с Федеральным законом от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" государственной защите подлежат, в том числе судебные исполнители.
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем.
Указанное наименование должности использовалось до принятия Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон).
В настоящее время согласно Закону аналогичная должность именуется "судебный пристав".
Реализация законопроекта повысит эффективность исполнения требований исполнительных документов и обеспечит дополнительную защиту прав взыскателей.
Реализация законопроекта не повлияет на реализацию действующих государственных программ Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.