Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в части регулирования трудового законодательства на железнодорожном транспорте"
(подготовлен Минтрансом России 16.02.2018 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 19, ст. 2716; N 30, ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6333; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320) следующие изменения:
1) Изложить статью 25 в следующей редакции:
"25. Особенности регулирования труда и гарантии работников железнодорожного транспорта.
1. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Обеспечение безопасных условий и охраны труда работников железнодорожного транспорта, государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на железнодорожном транспорте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта труд которых непосредственно связан с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийских профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
Перечень работ, профессий, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте, в том числе с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области транспорта с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
3. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
На работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, не принимаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, в том числе с использованием телемедицинских технологий удаленным способом, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Перечень профессий работников, подлежащих указанным осмотрам и медицинскому освидетельствованию, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с работником железнодорожного транспорта, который осуществляет производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, а также обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности работников, перечень работ и профессий которых определен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
4. Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего и необщего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.
Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.
Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
5. Работники железнодорожного транспорта пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.
За работниками железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, сохраняется право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации соглашениями и коллективными договорами и предоставляемые за счет средств работодателей.
6. Организации железнодорожного транспорта независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации отраслевыми соглашениями и коллективными договорами".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня опубликования настоящего Федерального закона.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.