Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О полиции""
(подготовлен МВД России 27.02.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О полиции" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пункта 23 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. N 2925-р.
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования порядка предоставления МВД России сведений об осуждении лица и ином факте его уголовного преследования.
В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) на полицию возложена обязанность предоставления сведений о неснятой и непогашенной судимости по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума в отношении лиц, являющимися кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных органов государственной власти), кандидатами на выборные должности местного самоуправления.
Пунктом 3? статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераций" (далее - Закон о выборах) предусмотрены права и ограничения права граждан быть избранными не только для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость, но и в том числе для отдельных категорий осужденных, судимость которых снята или погашена (подпункты "а?" и "а?").
Так, не могут быть избранными лица:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
а) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости.
Статьей 33 Закона о выборах на кандидата возложена обязанность в заявлении о согласии баллотироваться указывать, в том числе, сведения о судимости, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения.
В целях исполнения положений Закона о выборах органам внутренних дел Российской Федерации в рамках проверки достоверности сведений, указанных кандидатами на выборные должности, необходимо предоставлять в избирательные комиссии Российской Федерации информацию как об имеющихся, так и когда-либо имевшихся судимостях.
Кроме того, на практике имеют место факты, когда в отношении кандидата на выборную должность осуществляется уголовное преследование, но на момент получения представления избирательной комиссии судебное решение по делу не вынесено. Информация об уголовном преследовании в настоящее время предоставлению в избирательные комиссии не подлежит.
Вместе с тем вынесение обвинительного приговора в любой последующий момент подготовки и проведения избирательной кампании может повлечь нарушение федерального законодательства в части соблюдения ограничений пассивного избирательного права граждан.
В целях исключения случаев нарушения федерального законодательства о выборах и недопущения проникновения криминалитета во власть целесообразно закрепить в Законе о полиции нормативное положение о предоставлении избирательным комиссиям всей информации о судимости (как имеющейся, так и имевшейся), а также ином факте его уголовного преследования в отношении кандидатов на выборные должности.
В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 Закона о полиции на полицию возложена обязанность предоставления сведений о неснятой и непогашенной судимости по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, если для представления ими государственных или муниципальных услуг предусмотрено предоставление таких сведений в указанные государственные или муниципальными органы.
Вместе с тем для предоставления отдельных государственных услуг государственным органам необходимы сведения, в том числе о снятой или погашенной судимости, например, Росгвардии для предоставления государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия.
При этом необходимо учитывать, что межведомственное взаимодействие при оказании государственных и муниципальных услуг нацелено на улучшение положения граждан, в связи с чем сбор необходимых для оказания государственных или муниципальных услуг сведений (документов), имеющихся в распоряжении иных федеральных органов, вместо гражданина осуществляется органом, оказывающим соответствующую услугу.
Исходя из этого, при межведомственном взаимодействии объем информации, представляемой в рамках соответствующей государственной услуги государственному или муниципальному органу, должен соответствовать объему сведений, предоставляемых на основании заявления гражданина.
Гражданину при его обращении за государственной услугой по выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выдаваемой в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России N 1121 от 2011 г. (зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2011 N 22509, в редакции приказов МВД России от 04.02.2013 N 62, 05.05.2014 N 398, от 19.02.2015 N 263, от 28.06.2016 N 347, от 22.08.2017 N 660) указывается вся имеющаяся в отношении него информация о судимости (как имеющейся, так и имевшейся), фактах уголовного преследования, а также нахождении в розыске.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в решении от 4 июля 2017 г. N АКПИ17-287, содержание и объем информации, подлежащей внесению в справку о судимости, соответствуют целям обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение представления неполных сведений о судимости при трудоустройстве или занятии предпринимательской деятельностью в соответствующих сферах, и предусматривают включение в справку сведений об имевшейся у лица судимости для их последующей передачи работодателю или органу, принимающему решение о допуске к осуществлению предпринимательской или иной деятельности определенного вида.
В связи с изложенным, необходимо нормативное закрепление соответствия объемов информации, указываемых в справках о наличии (отсутствии) судимости, сведениям, предоставляемым государственным или муниципальным органам в рамках межведомственного взаимодействия при оказании ими государственных или муниципальных услуг.
Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Закон о присяжных заседателях) установлены ограничения для участия в качестве присяжных заседателей и кандидатов в присяжные заседатели для лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (пункт 2 часть 2 и пункт 1 часть 3 статьи 3).
Частью 14 статьи 5 указанного Федерального закона проверка кандидатов в присяжные заседатели на наличие ограничений, в том числе непогашенной или неснятой судимости, возложена на исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" на должностных лиц и руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы возложена обязанность по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
Вместе с тем в Законе о полиции отсутствуют положения, возлагающие на полицию указанную обязанность.
В целях консолидации правовых норм Закона о полиции и Закона о присяжных заседателях, недопущения нарушения прав граждан на рассмотрение их дел присяжными заседателями, которые в соответствии с требованиями, предъявляемыми к присяжным заседателям, должны не иметь фактов непогашенной или неснятой судимости, необходимо закрепить в Законе о полиции положение о предоставлении по запросам государственных и муниципальных органов сведений об осуждении или ином факте уголовного преследования в целях составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
При этом необходимо учитывать позицию Верховного Суда Российской Федерации о том, что с учетом установленной законодательством Российской Федерации компетенции МВД России осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действия по предоставлению имеющейся в базе данных информации о факте судимости и уголовного преследования. Принятие решения о допуске к осуществлению предпринимательской или иной деятельности определенного вида возложено на работодателя или орган, принимающий решение (решение АКПИ17-287 от 04.07.2017).
Последствия принятия законопроекта не окажут негативного влияния на социально-экономическую и финансовую ситуацию при его реализации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Вступление Федерального закона в силу предполагается по истечении ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования, поскольку для его реализации потребуется внесение изменений в правовые, а также нормативные правовые акты (перечень данных актов прилагается к законопроекту).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.