Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 26.02.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 августа 2017 г. N Пр-1611 (далее - перечень поручений N Пр-1611) о мерах по снижению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в Российской Федерации и пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N АД-п17-5627.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 перечня поручений N Пр-1611 поручено с участием заинтересованных государственных органов представить предложения с соответствующими проектами нормативных правовых актов по исключению применения следственными органами мер, приводящих к приостановлению деятельности предприятий, включая необоснованное изъятие жестких дисков с рабочих компьютеров и серверов, принадлежащих предпринимателям, предусмотрев при этом возможность снятия копий информации, содержащейся на указанных электронных носителях.
При разработке законопроекта учитывалось, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) содержит положения, устанавливающие особенности изъятия, выемки, приобщения к уголовному делу и хранения электронных носителей информации (часть четвертая статьи 81, статья 811,пункт 5 части второй и часть вторая.1 статьи 82, часть восьмая статьи 166, часть девятая.1 статьи 182, часть третья.1 статьи 183), предусматривающие, в том числе снятие копий с информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, походатайству законного владельца указанных электронных носителей или обладателя содержащейся на этих электронных носителях информации.
При этом статьей 811 УПК РФ установлены ограничительные сроки признания обозначенных предметов и документов, включая электронные носители информации, изъятые в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159-1593, 1595, 1596, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171-174, 1741, 176-178, 180-183, 185-1854, 190-1994 УК РФ, вещественными доказательствами (от 10 до 30 суток с момента изъятия) и об их возврате не позднее 5 суток владельцу в случае непризнания изъятых предметов и документов вещественными доказательствами.
Кроме того, подозреваемый, обвиняемый, в том числе в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста наделен правом свидания без ограничения их числа и продолжительности с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления его интересов в сфере предпринимательской деятельности (статьи 46, 47 УПК РФ).
Учитывая содержащиеся в УПК РФ положения, обеспечивающие гарантии права лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, при изъятии предметов и электронных носителей информации в ходе процессуальных действий законопроектом предлагается дополнить статью 164 УПК РФ, определяющую общие правила производства следственных действий, новой частью четвертой.1, обязывающей органы, осуществляющие предварительное расследование, при производстве следственных действий по уголовным делам в отношении субъектов предпринимательской деятельности не допускать применение мер, приводящих к приостановлению законной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая необоснованное изъятие электронных носителей информации.
Кроме того, учитывая, что изъятие, выемка электронных носителей информации может быть осуществлена в процессе осмотра помещения или жилища, законопроектом предлагается устанавливающую порядок производства осмотра статью 177 УПК РФ дополнить новой частью третьей.1, которая допускает изъятие, выемку электронных носителей информации в процессе осмотра только при наличии данных, что на электронных носителях содержится информация, которая может иметь значение для уголовного дела, и при условии соблюдения требований, установленных частью девятой.1 статьи 182 и частью третьей.1 статьи 183 УПК РФ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.