Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за невыполнение требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии по оформлению ветеринарных сопроводительных документов"
(подготовлен Минсельхозом России 15.03.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за невыполнение требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии по оформлению ветеринарных сопроводительных документов" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 18 сентября 2017 г. N АД-П11-86пр о подготовке к введению системы электронной ветеринарной сертификации (далее - поручение).
Законопроектом предусматривается дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 10.8.1, предусматривающей административную ответственность за перемещение (перевозку, перегон), передачу права собственности на животных, производство, перемещение (перевозку), передачу права собственности на товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих государственному ветеринарному контролю (надзору) надзору, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, без оформления ветеринарных сопроводительных документов либо с ненадлежаще оформленными ветеринарными сопроводительными документами в случаях, когда оформление указанных документов является обязательным, а также признание утратившей силу части 2 статьи 10.8 Кодекса, устанавливающей ответственность за перевозку сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов.
Обязательность сопровождения товаров, подлежащих государственному ветеринарному надзору, ветеринарными сопроводительными документами (далее - подконтрольные товары) установлена статьей 2.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон), перечень подконтрольных товаров утвержден приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами" (зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2016 г., регистрационный N 41118). Случаи, в которых оформление ветеринарных сопроводительных документов является обязательным, и порядок их оформления установлен приказом Минсельхоза от 27 декабря 2016 г. N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2016 г., регистрационный N 45094).
Внесение изменений в Кодекс обусловлено тем, что действующая формулировка части 2 статьи 10.8 Кодекса не в полной мере соответствует Закону (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") и подзаконным актам, принятым во исполнение Закона в 2015-2016 годах.
Так, в числе правонарушений, административная ответственность за которые установлена частью 2 статьей 10.8 Кодекса, имеются правонарушения, существенно различающиеся по степени общественной опасности и риска, которую они несут для обеспечения биологической и пищевой безопасности.
Например, ответственность за перемещение без ветеринарных сопроводительных документов молока пастеризованного с молочной фермы приравнено и влечет идентичную ответственность с перевозкой инфицированных животных без сопроводительных документов из карантинной зоны, которая многократно опаснее в плане обеспечения биологической безопасности.
По этой причине необходимо дифференцировать составы административных правонарушений и тяжесть административного наказания в соответствии с общественной опасностью того или иного состава.
Частями 1-6 статьи 10.8.1 устанавливается различные меры ответственности за однократные в течение года административные правонарушения, связанные с перемещением, производством, передачей права собственности без оформления ветеринарных сопроводительных документов разных групп подконтрольных товаров, с которыми связан тот или иной уровень риска для биологической и пищевой безопасности - от самой опасной - живые наземные животные, до самой безопасной - продукция животного происхождения, подвергнутая дезинфицирующей переработке.
Частями 7-12 статьи 10.8.1 Кодекса устанавливается повышенная мера ответственности за эти же составы, но для случаев, когда с этими правонарушениями связан значительно более высокий уровень риска по причине неоформления ветеринарных сопроводительных документов нарушаются запреты и ограничения, установленные в связи с регионализацией территории или установлением карантина в соответствии со статьями 2.2 и 2.6 Закона.
Частями 13-15 статьи 10.8.1 Кодекса устанавливаются составы административных правонарушений и повышенные меры ответственности за повторное совершение правонарушений, предусматриваемых частями 1-6 данной статьи.
Частью 16 статьи 10.8.1 Кодекса устанавливается самая высокая мера ответственности за повторное совершение наиболее опасных правонарушений, предусматриваемых частями 7-12 данной статьи.
В целях поощрения быстрой уплаты административного штрафа, лицом, совершившим правонарушение, предусмотренных статьей 10.8.1 Кодекса, пунктом 5 статьи 1 законопроекта вносится изменение в статью 32.2 Кодекса, направленное на снижение размера административного штрафа в случае их оплаты не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. При этом действие данного пункта не распространяется на наиболее опасные административные правонарушения, предусмотренные частями 13, 16 статьи 10.8.1 Кодекса.
Сроки вступления законопроекта в силу, устанавливаемые статьей 2 законопроекта, обусловлены необходимостью введения моратория на привлечение к административной ответственность в соответствии с пунктом 4 поручения, а также постепенного введения административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 10.8.1 Кодекса с учетом специфических рисков, связанных с теми или иными подконтрольными товарами. При этом, чем риск ниже, тем позднее вводится административная ответственность.
Принятие законопроекта позволит дифференцировать административную ответственность за перемещение (перевозку, перегон), передачу права собственности на животных, производство, перемещение (перевозку), передачу права собственности на товары, подлежащие государственному ветеринарному надзору, без оформления ветеринарных сопроводительных документов либо с ненадлежаще оформленными ветеринарными сопроводительными документами в случаях, когда оформление указанных документов является обязательным, в зависимости от степени опасности соответствующих правонарушений, а также привести положения статьи 10.8 Кодекса в соответствии с Законом и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных доходов и расходов средств федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.