Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
(подготовлен Минфином России 16.03.2018 г.)
Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - проект постановления) подготовлен в целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации, а также согласно подпункту "а" пункта 1 Перечня подлежащих включению в соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации обязательств субъекта Российской Федерации, являющегося получателем указанной дотации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений", и подпункту "а" пункта 1 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации".
Проект постановления определяет общие требования к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также особенности учета оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации в целях распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Проектом постановления устанавливаются понятия налоговых льгот и налоговых расходов. Под налоговыми льготами предлагается понимать установленные законами субъектов Российской Федерации и актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам. Под налоговыми расходами согласно проекту постановления понимаются налоговые льготы, а также не относимые к налоговым льготам пониженные ставки соответствующих налогов для отдельных категорий налогоплательщиков, установленные законами субъектов Российской Федерации и актами представительных органов муниципальных образований в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ) и целями социально-экономической политики соответствующего публично правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам.
Согласно проекту постановления налоговые льгот (налоговые расходы) разделяются на 3 типа в зависимости от целевой категории - социальная, финансовая, стимулирующая.
К социальным льготам (расходам) относятся налоговые льготы (налоговые расходы), установленные для отдельных социально незащищенных групп населения, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций, конечной целью которых является поддержка населения, а также иных категорий налогоплательщиков, в случае если целью налоговых льгот (налоговых расходов) не является стимулирование экономической активности и увеличение налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет). К финансовым льготам (расходам) относятся налоговые льготы (налоговые расходы), установленные в целях уменьшения расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К стимулирующим льготам (расходам) относятся налоговые льготы (налоговые расходы), установленные в целях стимулирования экономической активности для увеличения налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет).
Согласно проекту постановления оценку эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) осуществляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации на основании общих требований к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Оценка эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) осуществляется в два этапа: 1 этап - оценка целесообразности осуществления налоговых льгот (налоговых расходов); 2 этап - оценка результативности налоговых льгот (налоговых расходов).
Обязательными критериями целесообразности осуществления налоговых льгот (налоговых расходов) являются:
- соответствие налоговых льгот (налоговых расходов) целям и задачам государственных (муниципальных) программ (их структурных элементов) или иным целям социально-экономической политики публично-правового образования (в отношении непрограммных налоговых льгот (налоговых расходов));
- соразмерные (низкие) издержки администрирования в размере не более 10% от общего объема налоговых льгот (налоговых расходов); востребованность льготы (расхода), освобождения или иной преференции;
- отсутствие значимых отрицательных внешних эффектов.
Оценка результативности производится на основании влияния налоговой льготы (налогового расхода) на результаты реализации соответствующей государственной (муниципальной) программы (ее структурных элементов) либо достижение целей государственной политики, не отнесенных к действующим государственным (муниципальным) программам (для налоговых льгот (налоговых расходов), отнесенных к непрограммным), и включает оценку бюджетной эффективности налоговой льготы (налогового расхода). В отношении стимулирующих налоговых льгот (расходов) также предусматривается оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых льгот (налоговых расходов) за пятилетний период.
Результаты оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации могут применяться при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
В частности предусматривается, что объем эффективных стимулирующих налоговых льгот не учитывается при оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. Кроме того, в целях обеспечения сопоставимости расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и равных подходов к определению расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по каждой группе полномочий подлежат увеличению на объем налоговых льгот (налоговых расходов) по соответствующей группе полномочий.
Проектом постановления предусматривается формирование Сводного реестра налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации и налоговых льгот (налоговых расходов), который будет размещаться на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети "Интернет".
Реализация постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не потребует.
Проект постановления не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации, положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.