Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Росгвардией 13.03.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 2 перечня нормативных правовых актов, подлежащих разработке и (или) сопровождению в 2018 году (приложение N 1 к Плану основных организационных мероприятий Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации), направленный на усиление ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности.
Анализ правоприменительной практики показывает, что существующие механизмы для пресечения случаев осуществления незаконной частной охранной деятельности малоэффективны, что обусловлено рядом причин, связанных с низкими штрафами для физических, должностных и юридических лиц (штрафы несоразмерны доходам, получаемым от незаконной частной охранной деятельности); высокой латентностью данного вида правонарушения; существенные ограничения в реализации контрольных полномочий органов государственного контроля (надзора), а также отсутствие человеческого ресурса для осуществления соответствующих проверочных мероприятий.
При этом в случае возникновения инцидентов с причинением побоев гражданам общественность, не разбираясь в обстоятельствах дела, списывает это все на частную охрану. Однако после проведения проверочных мероприятий выясняется, что авторами основной массы всех рукоприкладств в магазинах и торговых центрах являются не работники частных охранных организаций, а "САВОКеры" контролеры торговых залов, представители службы безопасности, администраторы, а в ряде случаях сотрудники службы предотвращения потерь, не имеющие никакого отношения к частной охране. Данные лица выполняют охранную функцию, но их деятельность ничем не регламентируется и никем не контролируется.
Учитывая, что данный вид административного правонарушения обладает большей степенью общественной опасности, в отличии от законной частной охранной деятельности, и напрямую затрагивает конституционные права и свободы, а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, что неоднократно отмечалось Конституционным и Верховным судами Российской Федерации, представляется необходимым ужесточить санкции статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление незаконной частной охранной деятельности.
Стоит отметить, что осуществление незаконной частной охранной деятельности на объектах различных форм собственности приводит к ослаблению антитеррористической защищенности объектов, а также невозможности отражения нападений на социально-значимые объекты, кредитно-финансовые учреждения и иные объекты, приводящих к материальным потерям, как со стороны государственных организаций, так и со стороны физических и юридических лиц.
Также необходимо отметить, что осуществление незаконной частной охранной деятельности приводит к теневому обороту денежных средств, полученных в рамках оказания "псевдоохранных" услуг, что значительно снижает налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации.
В этой связи законопроектом статья 20.16 КоАП РФ дополняется новой частью 11, предусматривающей введение квалифицированного состава за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи КоАП РФ, с установлением наказания в виде административного штрафа для граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или обязательных работ на срок от ста до двухсот часов; для должностных лиц - дисквалификацию на срок до трех лет; для юридических лиц - административный штраф от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Предлагаемые изменения позволят оказать профилактическое влияние на состояние дел в данной сфере и избежать человеческих жертв и причинение ущерба в результате осуществления незаконной частной охранной деятельности.
Нормы законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Росгвардия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.