Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств"
(подготовлен Минфином России 21.03.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" (далее - законопроект) подготовлен с целью либерализации режима счетов (вкладов) резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, и отмены репатриации экспортной выручки в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами.
В настоящее время репатриация денежных средств в валюте Российской Федерации является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, включая наращивание несырьевого экспорта из Российской Федерации, а также препятствующих достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса в условиях отсутствия требования обязательной продажи валютной выручки.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Законопроектом предлагается отменить установленное Законом требование обязательности репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также требование об обязательности возврата на свои счета в уполномоченных банках денежных средств в валюте Российской Федерации, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (уточнение редакции части 1 статьи 19 Закона).
При этом законопроектом предусматривается дополнение статьи 19 новой частью 1.3, устанавливающей, что при осуществлении расчетов с нерезидентами по внешнеторговым договорам (контрактам) в валюте Российской Федерации резиденты вправе в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), заключенными между резидентами и нерезидентами, получать от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюту Российской Федерации, причитающуюся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо получать от нерезидентов валюту Российской Федерации, причитающуюся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, либо получать исполнение обязательства нерезидента в иной форме в соответствии с обычаями делового оборота и условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами.
Для бюджетных организаций, контроль за операциями которых осуществляется Федеральным казначейством, требования о репатриации валюты Российской Федерации сохраняются (новая часть 1.0 статьи 19 Закона).
С целью обеспечения исполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля законопроектом устанавливается обязанность резидентов уведомлять уполномоченные банки о следующих существенных обстоятельствах, связанных с расчетами с нерезидентами в рамках внешнеторговых договоров (контрактов):
1) о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);
2) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) (новая редакция части 1.1 статьи 19 Закона).
В случаях получения от нерезидентов валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, либо получения исполнения обязательства нерезидента в иной форме в соответствии с обычаями делового оборота и условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:
1) о сроках получения от нерезидентов на свои счета в банках за пределами территории Российской Федерации валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них:
2) либо о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) при замене обязательства нерезидента по оплате в валюте Российской Федерации на иные способы погашения обязательства перед резидентом в соответствии с условиями договора (контракта) между резидентом и нерезидентом;
3) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) (дополнение статьи 19 Закона новой частью 1.4).
Законопроектом устанавливается обязанность юридических лиц-резидентов подтверждать налоговым органам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, зачисление денежных средств, полученных от нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам), на свои счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, либо, при отсутствии факта зачисления средств на свои счета (вклады) за пределами территории Российской Федерации, факта замены обязательства нерезидента по оплате в валюте Российской Федерации на иные способы погашения обязательства перед резидентом в рамках гражданско-правовых отношений в случае, если резидент воспользовался правом не зачислять денежные средства на счета в уполномоченных банках (дополнение статьи 14 Закона новой частью 9).
Законопроектом вносится дополнение в часть 5 статьи 12 Закона, предусматривающие снятие ограничений по зачислению на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, денежных средств, выплачиваемых в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде выигрышей, получаемых резидентами от участия в лотереях, тотализаторах и иных играх на территории такого иностранного государства, а также зачисляемых в виде доходов от продажи драгоценных металлов, учитываемых на металлических счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Также в часть 5.1 статьи 12 Закона законопроектом вносится изменение, предусматривающее снятие ограничений по зачислению на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежных средств, получаемых от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории иностранного государства - члена ОЭСР или ФАТФ и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией.
Законопроектом в часть 7 статьи 12 Закона вносится изменение, предусматривающее отмену требования о представлении физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам), открытым в банках за пределами территории Российской Федерации, в странах, участвующих в обмене финансовой информацией в соответствии с Соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеет с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что общая сумма зачисленных денежных средств на указанные счета (вклады) за отчетный год не превышает 600000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600000 рублей, либо остаток денежных средств на таких счетах (вкладах) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600000 рублей, если в течение отчетного года не осуществлялось зачисление денежных средств на такие счета (вклады).
В соответствии с законопроектом перечень государств, указанных в частях 5.1 и 7 статьи 12 Закона, а также изменения к указанному перечню утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и подлежат официальному опубликованию не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения (дополнение статьи 12 Закона новой частью 10).
Положительными последствиями принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" усматривается создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчетах, завоевания российским рублем статуса региональной валюты и средства международных расчетов с учетом складывающихся тенденций на мировом рынке.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.