Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 21.03.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 6 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 8 ноября 2016 г. N ИШ-П9-81пр в части определения статуса апартаментов и возможности постоянной регистрации в них граждан, а также пунктов 34 и 37 раздела 3 паспорта приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 19 октября 2016 г. в части снятия излишних ограничений и стимулирования арендного жилья и внедрения лучших мировых практик в области арендного жилья и апартаментов.
Приоритетный проект "Ипотека и арендное жилье" направлен на развитие рынка арендного жилья, в рамках, предусмотренных приоритетным проектом мероприятий будут реализованы в том числе пилотные проекты по созданию арендного жилья и апартаментов в крупнейших городах.
Проект федерального закона направлен на решение наиболее острых проблем, вызванных строительством и продажей гражданам для постоянного проживания нежилых помещений, так называемых "апартаментов". Данный сегмент рынка получил в последнее время широкое распространение в крупнейших и крупных городах России и порождает значительное количество проблем для граждан, среди которых одной из главных можно выделить невозможность регистрации граждан по месту их жительства в таких нежилых помещениях. В соответствии с действующим законодательством в апартаментах невозможна регистрация граждан, причем независимо от срока проживания в них.
В соответствии с абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации под жилым помещением понимается жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (статья 16). Таким образом, апартаменты не являются жилыми помещениями.
Федеральным законом "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривается возможность регистрации граждан по месту пребывания в таких нежилых помещениях, как гостиницы, санатории, дома отдыхов. Указанные помещения, оставаясь в рамках российского законодательства нежилыми, должны отвечать требованиям, обеспечивающим возможность гражданам пребывать в таких помещениях в том числе на протяжении довольно длительного времени.
В этой связи проектом федерального закона предлагается уравнять возможность регистрации в таких помещениях граждан по месту пребывания. При этом также предусматривается по аналогии с регистрацией по месту пребывания в жилых помещениях предоставить гражданам право не регистрироваться по месту пребывания в указанных помещениях, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
Местом пребывания в соответствии с проектом федерального закона считаются также помещения, предназначенные для временного проживания граждан, при условии нахождения указанных помещений в здании или части здания, включенном в утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечень зданий, имеющих такие помещения.
В целях исключения возможных злоупотреблений в части определения помещений, предназначенных для временного пребывания, предлагается предоставить органам власти субъектов Российской Федерации полномочия по включению зданий, в которых находятся указанные помещения, в специальные перечни. Порядок ведения такого перечня, требования к помещениям для временного пребывания, которым такие помещения должны соответствовать, устанавливается Минстроем России.
В настоящее время аналогичный подход к определению помещений путем составления специального реестра используется в г. Москве, где такой реестр используется для целей предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц*(1). В частности, здание подлежит включению в указанный реестр при удовлетворении ряда условий, в том числе, на основании сведений о наличии в здании таких помещений согласно документам, оформляемым в связи со строительством или вводом в эксплуатацию здания. Перечень условий и порядок формирования такого реестра устанавливаются Правительством Москвы. При этом нежилые помещения, расположенные в зданиях, не включенных в реестр, подлежат включению в указанный реестр в случае, если они признаны фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц. Порядок признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц устанавливается Правительством Москвы.
Учитывая, что регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, принятие законопроекта позволит привести в соответствие правовое регулирование и существующее использование апартаментов, упростить порядок регистрации граждан в соответствующих помещениях по месту пребывания и позволит реализовать гражданами указанные полномочия.
Проект федерального закона не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
-------------------------------------------
*(1) Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.