Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием налогообложения доходов от деятельности инвестиционных товариществ"
(подготовлен Минэкономразвития России 16.03.2018 г.)
В 2011 году в России принят федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" (далее - Закон об ИТ), создавший новую для России форму осуществления прямых и венчурных инвестиций, основанную на лучшей практике деятельности фондов прямых и венчурных инвестиций. Одновременно с этим в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) были включены положения, регламентирующие порядок налогообложения инвестиционного товарищества (далее - ИТ). К настоящему времени в Российской Федерации зарегистрировано более 50 договоров ИТ.
Настоящий законопроект разработан в целях внесения изменений в НК РФ в связи с совершенствованием налогообложения доходов от деятельности инвестиционных товариществ.
Законопроект содержит следующие поправки в НК РФ:
1. Поправки, вносимые в статью 278.2 НК РФ, обеспечивающие следующее:
а) Выравнивание условий для организаций - участников инвестиционных товариществ и организаций, совершающих операции с финансовыми инструментами вне товариществ: сокращение до двух числа групп операций, налоговая база по которым определяется раздельно, с правом принятия убытка по операциям с обращающимися финансовыми инструментами в счет прибыли по операциям с необращающимися в соответствии с подходами, реализованными в статье 280 НК РФ;
б) Конкретизацию положений статьи 278.2 НК РФ с учетом положений Закона об ИТ и используемых на практике положений в договорах инвестиционного товарищества - в пункте 7 статьи 7 указанного закона поименованы расходы, которые не принимаются или не всегда принимаются для целей налогообложения, закреплено, что распределение в пользу управляющих прибыли товарищества также является их вознаграждением, а установленные договором доли в прибыли могут меняться в зависимости от обстоятельств, что потребовало технических уточнений в статье 278.2 кодекса:
- предлагается указать, что расходы на ведение общих дел товарищей уменьшают доходы от участия в инвестиционном товариществе, только если они учитываются для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ;
- так как доля управляющего товарища в прибыли товарищества, установленная договором, нередко равна нулю до выплаты обычным товарищам сумм, равных их вкладам в товарищество, предлагается уточнить, как определять долю управляющего в расходах на ведение общих дел и за счет каких доходов эти расходы учитывать, а также как распределять между товарищами убытки от операций товарищества для отражения в налоговой базе.
2. Новая статья 278.3 НК РФ предусматривает особый порядок налогообложения для доходов организаций - участников инвестиционных товариществ, в которых операции с обращающимися активами составляют незначительную долю (не более 20 процентов). Фактически таким организациям - участникам инвестиционных товариществ предоставляется преференция, заключающаяся в отсрочке налогообложения прибыли от реализации инвестиций; предлагаемый порядок не предусматривает пониженных ставок налога и не устанавливает каких-либо иных льгот. Отличия этого порядка от основного, установленного статьей 278.2 кодекса, состоят в следующем:
а) Наличие отсрочки налогообложения прибыли от реализации инвестиций до момента фактической выплаты дохода участникам товарищества (промежуточные выплаты или выплаты при выходе участника и прекращении договора);
б) Налоговая база при фактических выплатах уменьшается на величину оплаченного к моменту выплаты дохода вклада участника в данное инвестиционное товарищество. Это позволяет учесть вклад в налоговой базе раньше, чем это происходит обычно;
в) Расходы и убытки по деятельности инвестиционного товарищества учитываются на уровне товарищества, а не товарищей. Каждый договор инвестиционного товарищества обособлен. Товарищи не могут уменьшить налоговую базу по доходам от одного товарищества на убытки от другого (как это предусмотрено ст. 278.2 НК РФ);
г) Если при выходе участника из инвестиционного товарищества или прекращении договора остаются убытки, приходящиеся на данного участника, не учтенные в налоговой базе, такие убытки уменьшают уже налоговую базу самого участника от операций соответственно с обращающимися или необращающимися финансовыми инструментами (пункты 21 и 22 статьи 280 НК РФ).
Новый порядок может применяться как действующими, так и вновь созданными инвестиционными товариществами. Если доля операций товарищества с обращающимися активами выходит за установленное пороговое значение (превышает 20 процентов), право на преференциальный порядок утрачивается с аннулированием ранее полученных с его использованием налоговых преимуществ (доплатой налога). Повторный вход в преференциальный порядок допускается не ранее, чем через 5 лет после добровольного или вынужденного выхода.
Этот порядок к моменту выхода налогоплательщиков из инвестиционного товарищества (с прекращением договора или без) обеспечивает включение в налоговую базу полученной ими от участия в данном товариществе прибыли в полном объеме. Преференция состоит исключительно в отсрочке налогообложения.
Статья 278.3 НК РФ спроектирована для ее применения инвестиционными товариществами, осуществляющими преимущественную деятельность в сфере прямых и венчурных инвестиций. Особенностями таких инвестиционных товариществ является то, что они инвестируют средства преимущественно в проекты ранних стадий на том этапе, когда компании, реализующие проект, являются непубличными - как правило в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. В целях применения статьи 278.3 доля операций с обращающимися финансовыми инструментами, устанавливаемая законопроектом на уровне не более 20 процентов, обеспечивает требуемые особенности определения налоговой базы по доходам, полученным искомой категорией инвестиционных товариществ, что одновременно исключает из рассмотрения возможные иные категории инвестиционных товариществ, для которых сохраняется существующая концепция регулирования.
3. Новая статья 332.2 НК РФ конкретизирует обязанности управляющих товарищей, ответственных за ведение налогового учета инвестиционных товариществ, по ведению налогового учета. Это сделано для обеспечения прозрачности операций товариществ (облегчения проверок), технической реализации преференциального порядка налогообложения, установленного статьей 278.3 НК РФ, таким образом, чтобы преференциальный порядок состоял только в отсрочке налогообложения, а также перехода с общего порядка налогообложения доходов от участия в инвестиционных товариществах (статья 278.2 НК РФ) на преференциальный и обратно.
4. Поправка, вносимая в пункт 4 статьи 24.1 НК РФ, расширяет обязанности управляющих товарищей, ответственных за ведение налогового учета, по информированию других участников инвестиционных товариществ. Это требуется для своевременного перехода товарищей на общий порядок налогообложения, установленный статьей 278.2 НК РФ, в случае несоблюдения условий применения преференциального порядка (статья 278.3 НК РФ).
5. Поправки, вносимые в пункт 8.2 статьи 88 и пункт 1.1 статьи 93.1 НК РФ, расширяют перечень информации, которая может быть затребована при камеральных проверках у участников инвестиционных товариществ и управляющих товарищей, ответственных за ведение налогового учета, за счет сведений, которые необходимы для проверки при использовании преференциального порядка налогообложения доходов участников (статья 278.3 НК РФ).
6. Поправки, вносимые в положения статьи 46, 47 и 76 НК РФ, обеспечивают корректное распределение сумм долга при взыскании задолженности и при приостановлении банковских операций участников инвестиционных товариществ, применяющих преференциальный режим налогообложения доходов (статья 278.3 НК РФ). Оговорка необходима, чтобы применение преференций в части уменьшения фактически выплачиваемой товарищам прибыли товарищества на суммы оплаченного соответствующим товарищем вклада не приводило к уменьшению доли приходящейся на них задолженности по налогам и сборам (задолженность распределяется пропорционально долям в общем имуществе товарищей, которые в свою очередь согласно пункта 1 статьи 7 Закона об ИТ определяются пропорционально стоимости их вкладов в общее дело, она же в налоговом учете уменьшается после применения преференции).
7. Поправки, вносимые в положения статьи 284, 284.2 и 284.2.1 НК РФ, обеспечивают применение организациями - участниками инвестиционных товариществ уже предусмотренной кодексом нулевой ставки налога на прибыль к доходам соответствующих видов (дивидендам, доходам от реализации ценных бумаг (долей в капитале) при соблюдении установленных требований. Поскольку товарищество - это не лицо, и налогоплательщиками являются товарищи, то в случае с активами, указанными в статьях 284.2 и 284.2.1 кодекса, дополнительных льгот не возникает, а в случае с дивидендами расширение действующего порядка состоит исключительно в том, что требуемая доля участия относится к общей собственности товарищей.
Кроме того, поправки, вносимые в пункт 1 статьи 284.2 и пункт 1 статьи 284.2.1 НК РФ, разъясняют, что при передаче организацией ценных бумаг (долей в капитале) в качестве вклада в инвестиционное товарищество период держания для нее не начинает исчисляться заново, что отвечает существу операции, так как организация продолжает оставаться собственником как участник товарищества.
8. Поправка, дополняющая подпункт 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ, обеспечивает выравнивание налоговых условий в части отсутствия НДС при реализации для долей в праве собственности на общее имущество товарищей в инвестиционных товариществах и долей участия в капитале организаций. Поскольку и то, и другое относится к финансовым активам, освобождение от НДС реализации которых входит в общепринятый перечень стандартных освобождений, дополнительной льготы не возникает.
9. Поправки, вносимые в статью 277 НК РФ, устраняют риск признания прибыли (убытка) при внесении вкладов в инвестиционное товарищество. Новые нормы дублируют уже действующие для случаев внесения вкладов в капитал организаций и дополнительных льгот не создают.
10. Предлагается установить вступление в силу законопроекта с 1 января 2019 года, за исключением пункта 1 статьи 2 законопроекта, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. Указанное разграничение связано с тем тем, что принятие нормы пункта 1 статьи 2 законопроекта обусловлено возможностями, предоставленными Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществ" в части установления допустимости приобретения управляющим товарищей за счет общего имущества товарищей долей в праве собственности на общее имущество товарищей.
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием налогообложения доходов от деятельности инвестиционных товариществ" позволит выровнять условия для организаций - участников инвестиционных товариществ и организаций, совершающих операции с финансовыми инструментами вне товариществ, упростить порядок налогообложения доходов от участия в инвестиционных товариществах без создания дополнительных налоговых льгот.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.