Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"
(подготовлен Минсельхозом России 19.03.2018 г.)
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 7 февраля 2018 г. N ДМ-П11-5пр, учитывая предложения уполномоченных банков и отраслевых союзов, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке" (далее - проект постановления).
По многочисленным просьбам как уполномоченных банков, так и отраслевых союзов в целях расширения возможностей по использованию кредитных средств в проекте постановления предусмотрели использование заемщиком кредитных ресурсов для расчетов с поставщиками (в том числе по внешнеторговым контрактам в иностранной валюте) по аккредитиву, открываемому в уполномоченном банке. Соответствующие необходимые изменения отражены в пунктах 8 и 9 проекта постановления. Данное предложение представляется необходимым в целях предоставления возможности использования эффективных банковских инструментов в расчетах между контрагентами. К тому же, использование аккредитива позволит избежать необоснованной предоплаты, существенно снизит риск невыполнения поставщиком обязательств по поставке товара и нецелевого использования кредитных средств поскольку, используя аккредитив, появляется возможность максимально эффективно контролировать целевое использование кредитных средств ввиду того, что платеж по аккредитиву осуществляется только после представления в банк документов, подтверждающих исполнение поставщиком своих обязательств.
В соответствии с проектом постановления частично меняются требования к заемщику. Заемщик не должен находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, выделения и преобразования, при условии сохранения заемщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя или статуса организации, осуществляющей первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию). Данное изменение позволит избежать необоснованное исключение из списка заемщиков тех организаций, которые планируют продолжение хозяйственной деятельности, но в силу достижения более эффективной формы управления вынуждены осуществить реорганизацию.
Вместе с тем, заемщик может иметь неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при условии, что указанная задолженность не превышает 5% от стоимости чистых активов (для юридических лиц) или балансовой стоимости активов (для индивидуальных предпринимателей). Учитывая тот факт, что задолженность по налогам и сборам может быть технической и возникать по независящим от заемщика причинам, подобное предложение в проекте постановления выглядит обоснованным.
В целях повышения роли уполномоченных органов субъектов Российской Федерации проектом постановления предусмотрена новая процедура прохождения отбора инвестиционных проектов, которая будет осуществляться Комиссией Минсельхоза России при непосредственном участии не только уполномоченных банков, но и региональных министерств.
С учетом того, что часть инвестиционных кредитов, заключенных в период 2014-2016 гг., не проходили процедуру отбора Комиссией по координации вопросов кредитования АПК на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, бомльшая часть заемщиков на протяжении последних лет не получает возмещение по процентной ставке и не имеет возможности перевести коммерческие кредиты на льготную ставку. В этой связи, по предложению отраслевых союзов и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, в проекте постановления было установлено, что заемщик, заключивший кредитный договор по коммерческой ставке, имеет право на изменение условий кредитования в части установления льготной ставки.
Учитывая обеспокоенность отраслевых союзов в части санкций за нецелевое использование заемщиком льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита, а именно, когда нецелевое использование имеет место по причинам, не зависящим от заемщика, в проекте постановления установлено, что при выявлении подобных случаев уполномоченный банк осуществляет возврат субсидии в размере, соответствующем размеру субсидии, перечисленной уполномоченному банку по использованным нецелевым образом кредитным средствам.
Кроме того, учитывая пожелания уполномоченных банков, заемщиков и отраслевых союзов, проектом постановления предусмотрена возможность подписания заемщиком с уполномоченным банком дополнительного соглашения к кредитному договору о продлении срока пользования льготным инвестиционным кредитом при условии, что суммарный срок пользования льготным инвестиционным кредитом не превышает срок по соответствующему целевому направлению в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Соответствующие изменения отражены в пункте 10 проекта постановления. Представляется, что указанные изменения положительно скажутся на финансовом положении аграриев и будут способствовать достижению обозначенных Правительством Российской Федерации целей в части развития агропромышленного комплекса.
Перечень нормативно-правовых актов, требующих переработки в связи с принятием проекта постановления
1. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 24 "Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов".
2. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 410 "Об утверждении порядка включения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, содержащихся в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков, и исключения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, из реестра заемщиков, а также форм документов, предусмотренных Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528".
Финансово-экономическое обоснование к проекту постановления
Для реализации проекта постановления не потребуется выделение дополнительных средств федерального бюджета.
Возмещение недополученных уполномоченными банками доходов по кредитам, выданным по льготной ставке, будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, путем перераспределения средств с мероприятий "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" и "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 литр реализованного товарного молока".
В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на реализацию механизма льготного кредитования агропромышленного комплекса в 2018 году предусмотрены ассигнования федерального бюджета в объеме 49,67 млрд. рублей, в 2019 году - 56,13 млрд. рублей, в 2020 году - 55,8 мрлд. рублей.
Механизм льготного кредитования изначально устанавливает процентную ставку для сельскохозяйственного товаропроизводителя не более 5% годовых. Сама субсидия будет перечисляться напрямую уполномоченным банкам на компенсацию выпадающих доходов.
Объем средств федерального бюджета на данный вид государственной поддержки позволит продолжить субсидирование льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов, полученных в 2017 году в размере 650 млрд. рублей, привлечь в 2018 году новых краткосрочных кредитов на проведение весенней полевой кампании в размере порядка 200 млрд. рублей, перевести в 2018 году коммерческие инвестиционные кредиты, заключенные до 2017 года и ранее не субсидируемые, на льготную ставку, по которым остаток ссудной задолженности по состоянию на 1 июля 2018 г. планируется в размере 112 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.