Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 30 мая по 13 июня 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 19 сентября по 3 октября 2017 г., с 3 октября по 16 ноября 2017 г., а также с 16 ноября по 29 ноября 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/05-17/00066760).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
Проект акта, по информации разработчика, разработан в целях регулирования розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и направлен на создание условий по соблюдению легальности и обеспечению государственного контроля за указанным видом деятельности.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 20 по 27 февраля 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых поступило значительное количество отзывов как от органов власти субъектов Российской Федерации, так и от представителей субъектов предпринимательской деятельности.
Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент экономического развития Курганской области, Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Управление Республики Северной Осетии - Алании по государственному регулированию производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, Комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, Департамент инвестиций и промышленности Ярославской области, Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Министерство экономического развития Калужской области, Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Министерство экономического развития Саратовской области, Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края, Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан, ОАО "Росспиртпром" сообщили об отсутствии предложений и замечаний к проекту акта.
Предложения и замечания к предлагаемым положениям высказали следующие участники публичных консультаций: Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Минэкономразвития Чеченской Республики, Комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края, Министерство экономики Республики Тыва, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Управление по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, Администрация Ленинского района Волгоградской области, Министерство экономики Удмуртской Республики, Департамент торговли и услуг города Москвы, Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Минэкономразвития Республики Марий Эл, Правительство Архангельской области, Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, Комиссия РСПП по торговле и потребительскому рынку, ОПОРА России, Союз Российских производителей пиво-безалкогольной продукции, Ассоциация компаний Интернет-торговли, СРО "Винодельческий союз", Новосибирская областная общественная организация продавцов и производителей пива и алкогольной продукции ПИАП, ООО "Кубань-Вино", ООО "АйГудс Ру", ООО "Пивоваренная компания "Балтика", Компания "DIADGEO" (справка прилагается).
По информации участников публичных консультаций, количество поисковых запросов на приобретение алкогольной продукции в сети Интернет в настоящее время превышает 300 тысяч в месяц. По оценкам Ассоциации компаний Интернет-торговли, нелегальный оборот торговли алкогольной продукцией посредством сети Интернет превышает 1,7 млрд. рублей в год. Проектируемое регулирование может привести, в том числе, к росту доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет увеличения налоговой базы.
Проектом акта предусмотрены следующие изменения Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Вводятся новые виды лицензии:
- на розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом с использованием сети Интернет (правом на получение обладают организации, имеющие действующую лицензию на производство и (или) оборот алкогольной продукции);
- на розничную продажу произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции дистанционным способом с использованием сети Интернет (правом на получение обладают сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие действующую лицензию на производство, хранение, поставку и розничную продажу произведенной винодельческой продукции).
Предусматривается возможность осуществления розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи дистанционным способом с использованием сети Интернет организациями и индивидуальными предпринимателями при условии включения их в реестр лиц, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи дистанционным способом с использованием сети Интернет.
Осуществлять выдачу таких лицензий, а также включение в реестр лиц, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи дистанционным способом с использованием сети Интернет будет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Согласно проектируемым нормам розничная продажа алкогольной продукции дистанционным способом с сети Интернет возможна только посредством сайта в зоне .egais.ru, доменное имя которого указано в соответствующей лицензии организации и сельскохозяйственного товаропроизводителя либо отражено в реестре лиц, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи дистанционным способом с использованием сети Интернет.
Статьей 2 проекта акта предусматривается, что он вступает в силу с 1 января 2019 года, при этом предусмотрены следующие ограничения:
до 1 января 2020 года правом получения лицензии на розничную продажу дистанционным способом обладают организации, имеющие лицензию на производство, хранение и поставки вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, защищенным наименованием места происхождения, и организации, имеющие лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции;
до 1 января 2020 года разрешается розничная продажа дистанционным способом только вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, защищенным наименованием места происхождения, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;
до 1 января 2022 года в реестр лиц, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи дистанционным способом, допускается включение исключительно организаций, имеющих основное технологическое оборудование для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, сведения о котором отражены в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;
до 1 января 2022 года лицам, имеющим только лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом не выдается.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем обращаем внимание на ряд предложений к проектируемому регулированию, способствующих реализации заявленной цели по созданию условий по соблюдению легальности дистанционной торговли алкогольной продукцией и обеспечению государственного контроля за указанным видом деятельности.
1. Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Подпунктом "е" пункта 9 статьи 1 проекта акта разработчиком предлагается новая редакция пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, которой, в том числе, предусмотрено положение об осуществлении дистанционной торговли алкогольной продукцией только при условии ее оплаты "посредством безналичных расчетов с использованием платежных карт".
Учитывая, что безналичная форма оплаты является одной из основных составляющих, обеспечивающих легальность транзакции, обращаем внимание на необходимость внесения изменений в Закон N 2300-1, предусматривающих исключение случая дистанционной торговли алкогольной продукцией из требования пункта 1 статьи 16.1 указанного закона.
2. Проектом акта предусмотрена новая редакция абзаца тринадцатого пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ: вместо действующего положения о том, что "розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" проектируется следующая норма: "розничная продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники".
Учитывая, что вопросы применения контрольно-кассовой техники урегулированы Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", в том числе в части особенностей применения контрольно-кассовой техники отдельными хозяйствующими лицами, представляется возможным исключение абзаца тринадцатого из пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
3. Представляется необходимым в проекте акта предусмотреть положения, регулирующие деятельность организаций общественного питания, осуществляющих продажу пищевой продукции дистанционным способом. По данным участников публичных консультаций, организаций, оказывающих услуги общественного питания, и имеющих в меню только пивоваренную продукцию, и потенциально готовых продавать ее вместе с доставляемыми ими на дом Интернет-заказами, в настоящее время насчитывается около 20 тысяч.
Кроме того, за рамками регулирования оказались также интернет-агрегаторы заказов по доставке продуктов питания и готовой еды.
Представляется необходимым предусмотреть все возможные каналы продажи алкогольной продукции для решения заявленной в сводном отчете проблемы продажи через сеть Интернет нелегальной алкогольной продукции лицами, у которых отсутствует право на реализацию алкогольной продукции, а также лицам, продажа такой продукции которым запрещена.
Обращаем также внимание, что предыдущая редакция проекта акта, размещенная на официальном сайте, содержала нормы, регулирующие дистанционную торговлю алкогольной продукцией организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Для таких организаций срок вступления в силу норм проекта акта определялся в предыдущей его редакции с 1 января 2021 года.
Вместе с тем в указанной редакции проекта акта речь шла о лицензируемых организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Вместе с тем представляется необходимым включить в проект акта положения, регулирующие деятельность организаций, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания, предусмотрев включение таких организаций в проектируемый проектом акта реестр лиц, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи дистанционным способом с использованием сети Интернет.
Приложение: на 44 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.