Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О реализации статьи 5 приложения N 8 к Международной Конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границе от 21 октября 1982 г." (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=76633.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 21 декабря 2017 г. по 25 января 2018 года.
Проект предусматривает применение на территории Российской Федерации международного весового сертификата (далее - Сертификат), предусмотренного Международной Конвенцией о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 г. (далее - Конвенция), для ускорения пересечения государственной границы Российской Федерации и границ стран-участниц Конвенции при осуществлении международных автомобильных перевозок.
К проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектом акта предполагается утвердить требования к станциям взвешивания, уполномоченным на выдачу Сертификатов, а также порядок получения свидетельства о наделении станции взвешивания полномочиями по выдаче Сертификата (далее - Свидетельство).
При этом пунктом 5 проекта акта устанавливается, что заявителем признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или ином законном основании станцию взвешивания. При этом ни проектом акта, ни действующим законодательством Российской Федерации, ни текстом Конвенции не определено, что понимается под станцией взвешивания.
Таким образом, создается правовая неопределенность, не позволяющая однозначно идентифицировать потенциального заявителя - достаточно ли иметь только весовое оборудование для подачи заявления или необходимо владеть каким-либо иным оборудованием.
Учитывая изложенное, считаем необходимым определить в проекте акта понятие "станция взвешивания".
2. Кроме того, подпунктом "а" подпункта 2 пункта 5 проекта акта утверждается, что заявителю необходимо представить копию документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании права на технологическое оборудование (станции взвешивания) и земельного участка, на котором располагается предполагаемая к использованию станция.
Проектом акта также не установлен перечень технологического оборудования, необходимый для подтверждения соответствия предлагаемым требованиям, что может привести к риску избирательного правоприменения проекта акта.
В этой связи считаем целесообразным указать перечень технологического оборудования, наличие которого достаточно для станции взвешивания, в определении понятия "станция взвешивания" либо утверждение указанного перечня в качестве обязательных требований к станции взвешивания.
3. Подпунктом "б" подпункта 2 пункта 5 проекта акта, а также подпунктом "в" пункта 18 проекта акта устанавливается, что весовое оборудование, установленное на станции взвешивания, должно соответствовать требованиям ГОСТ 33242-2015, ГОСТ Р 53228-2008, ГОСТ Р 54071-2010/OIML R 76-2:2007, ГОСТ OIML R 76-1-2011.
При этом ГОСТ Р 53228-2008, ГОСТ Р 54071-2010/OIML R 76-2:2007, ГОСТ OIML R 76-1-2011 гармонизированы с рекомендациями МОЗМ R 76 "Неавтоматическое оборудование для взвешивания", а ГОСТ 33242-2015 с рекомендациями МОЗМ R 134 "Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в движении".
Согласно подпункту с) пункта 4 Добавления 2 к приложению 8 к Конвенции станции взвешивания оснащаются оборудованием для взвешивания, соответствующим либо рекомендации МОЗМ R 76 "Неавтоматическое оборудование для взвешивания" (класс точности III или выше), либо рекомендации МОЗМ R 134 "Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в движении".
Таким образом, в проекте акта необходимо указать, в каких случаях применяется тот или иной ГОСТ из представленного перечня. Кроме того, в проекте акта отсутствуют предусмотренные Конвенцией требования о необходимости соответствия неавтоматического весового оборудования классу точности III и выше.
Учитывая изложенное, указанные нормы подлежат доработке.
4. Подпункт "в" подпункта 2 пункта 5 проекта акта предполагает необходимость предоставления заявителем для получения Свидетельства штатного расписания.
При этом минимальные требования к штатному расписанию юридического лица или индивидуального предпринимателя, владеющего станцией взвешивания, отсутствуют, в связи с чем предоставление указанного документа представляется нецелесообразным.
Учитывая изложенное, полагаем необходимым разработчику проработать вопрос исключения указанного требования.
5. Подпунктом 5 пункта 5 проекта акта устанавливается обязанность заявителя предоставить информацию о наличии возможности передачи данных взвешивания в режиме реального времени в подведомственное Минтрансу России государственное учреждение, уполномоченное выдавать Свидетельства (далее - Учреждение).
При этом проектом акта однозначно не установлено, является ли отсутствие возможности передачи данных взвешивания в режиме реального времени в Учреждение основанием для отказа в выдаче Свидетельства.
Кроме того, проектом акта не установлены требования к передаче таких данных - формат, протоколы передачи данных и т.д. В этой связи, полагаем, что указанная норма подлежит доработке.
6. Пункт 8 проекта акта устанавливает, что Учреждение рассматривает документы, представленные заявителем, на предмет их полноты и соответствия требованиям, указанным в пунктах 5 и 6 проекта акта, в течение 10 рабочих дней.
Пунктом 9 проекта акта в свою очередь устанавливается, что в случае если заявление и (или) прилагаемые к нему документы представлены с нарушением любого из требований, указанных в пунктах 5 и 6 проекта акта, Учреждение в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет заявителю уведомление.
Таким образом, проверка полноты и соответствия представленных документов требованиям пунктов 5 и 6 проекта акта осуществляется Учреждением в течение 3 рабочих дней. Учитывая изложенное, считаем необходимым привести пункт 8 проекта акта в соответствие пункту 9 проекта акта.
7. Пунктом 14 проекта акта устанавливается, что Свидетельство выдается заявителю на время соответствия оборудования станции взвешивания требованиям законодательства Российской Федерации. Данная норма не может быть поддержана в отсутствие конкретизации, какие требования законодательства могут быть основанием для истечения срока действия свидетельства.
При этом пунктом 22 проект акта утверждается перечень оснований для аннулирования Свидетельства, в который в том числе включены следующие основания:
- несоблюдением заявителем требований, предусмотренных разделом III проекта акта;
- истечение срока действия Свидетельства.
Таким образом, основание "истечение срока действия Свидетельства" фактически дублирует основание "несоблюдение заявителем требований проекта акта".
В этой связи считаем целесообразным разработчику проработать вопрос выдачи свидетельства на неограниченный срок с возможностью аннулирования Свидетельства в случае нарушения станцией взвешивания требований проекта акта и Конвенции.
8. Разделом III проекта акта устанавливаются требования к станции взвешивания.
Пункт 18 проекта акта предполагает установление требований к станции взвешивания и ее оборудованию. При этом, как уже было отмечено выше, перечень оборудования станции взвешивания проектом акта не предусмотрен.
Кроме того, проектируемые требования к станции взвешивания не совпадают с требуемым от заявителя пунктом 5 проекта акта пакетом документов.
Так, раздел III проекта акта не содержит в качестве требования к станциям взвешивания наличие заключенных трудовых договоров с квалифицированными работниками, оборудования для видеофиксации процесса взвешивания, возможности передачи данных взвешивания в режиме реального времени в Учреждение.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным пересмотреть предъявляемые к станции взвешивания требования, дополнив их всеми необходимыми для исполнения требованиями.
9. Подпунктом "а" пункта 8 проекта акта предусматривается обязанность оснащения станции взвешивания сертифицированным оборудованием.
При этом проектом акта не устанавливается, какие сертификаты должны быть оформлены на такое оборудование. При этом в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, в связи с чем одним из требований к весовому оборудованию может быть отнесение оборудования к средствам измерений утвержденного типа.
В этой связи, указанная норма подлежит доработке.
10. В целях минимизации случаев подделки Сертификатов полагаем целесообразным рекомендовать разработчику проработать вопрос формирования Учреждением перечня выданных Сертификатов по аналогии с перечнем станций взвешивания, выдающих Сертификат.
Указанная мера позволит должностным лицам таможенных органов пресекать злоупотребления со стороны недобросовестных перевозчиков.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.