Минэкономразвития России в соответствии с пунктами 26, 27 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан с целью внесения изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) в части определения полномочий уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по установлению перечня особо опасных вредных организмов (в области защиты сельскохозяйственных растений), установления Правительством Российской Федерации правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения особо опасных вредных организмов, а также по локализации и ликвидации их очагов. Кроме того, проектом акта предлагается определение понятия "особо опасный вредный организм".
Согласно предлагаемому разработчиком определению, "особо опасный вредный организм (в области защиты сельскохозяйственных растений)" - это вредный организм, создающий угрозу чрезвычайных ситуаций на территории двух и более регионов, способный при массовом размножении или распространении вызывать имущественный ущерб, связанный с утилизацией продукции, снижением ее качества и потребительской ценности.
Пояснительная записка к проекту акта содержит прямое указание на приказ Минсельхоза России от 21 июля 2006 г. N 213, утверждающий Положение о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных растений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение), разработанный во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), как на обоснование для расширения полномочий Минсельхоза России. Указанное Положение содержит указание на обязательность проведения Минсельхозом России и подведомственными ему учреждениями мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и угроз их появления, включая организацию и обеспечение фитосанитарного контроля за развитием и распространением опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений, а также проведение предупредительных и истребительных мероприятий по ликвидации опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.
Обращаем внимание разработчика, что статьей 2 Закона N 68-ФЗ установлено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Законом N 68-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, регулирование вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями, не может являться предметом регулирования Закона N 101-ФЗ.
Необходимые для реализации положений Закона N 68-ФЗ нормы могут быть разработаны и приняты нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с указанным законом.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 19 октября по 16 ноября 2017 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 27 января по 22 февраля 2018 года. По информации разработчика, замечания и предложения на этапе уведомления о подготовке проекта акта, а также в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета не поступали.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/08-17/00071435).
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.