Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации""
(подготовлен Росархивом 11.04.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" направлен на расширение возможностей пользователей архивными документами искать и получать для изучения архивные документы.
Для этих целей предлагается создание информационной системы удаленного использования архивных документов и справочно-поисковых средств к ним (далее - информационная система), которая позволит создать в сети Интернет удобный общедоступный сервис по использованию архивных информационных ресурсов без посещения пользователями читальных залов архивов.
Востребованность архивных документов у граждан постоянно растет. Об этом свидетельствует статистика посещений читальных залов и обращений в архивы граждан.
Так, в 2010 году граждане посетили читальные залы архивных учреждений Российской Федерации 433 тыс. раз, а в 2016 году - 546 тыс. раз (рост - 26 %). Количество посещений читальных залов федеральных архивов в 2010 году составляло 95,8 тысяч, а в 2016 году - 106 тысяч (рост - 10,6%).
В настоящее время для удобства поиска и работы с архивными документами создаются электронные архивные информационные ресурсы, содержащие научно-справочный аппарат к архивным документам, а также поэтапно оцифровываются архивные документы, наполняются банки данных электронных копий архивных документов. Пользователи получают удобные возможности для работы, при этом бумажные оригиналы архивных документов остаются в сохранности, а на их выдачу в читальные залы не отвлекаются кадровые ресурсы.
Вместе с тем, соответствующие электронные ресурсы, как правило, доступны только в читальных залах архивов через локальные программные средства при отсутствии доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Таким образом, несмотря на наличие отдельных информационных ресурсов в электронном виде пользователи для получения доступа к ним не избавляются от необходимости посещений читальных залов.
В некоторых субъектах Российской Федерации для решения данной проблемы в отношении региональных архивов создаются общедоступные сервисы в сети Интернет, которые позволяют использовать архивные документы удаленно, без посещения читальных залов. Соответствующие системы уже созданы или создаются в 20 субъектах Российской Федерации. Например, удаленное использование архивных документов через сеть Интернет обеспечено в г. Санкт-Петербург, Самарской области, Тюменской области, Ярославской области.
Данную задачу необходимо решить и для федеральных государственных архивов. Во избежание избыточных затрат, которые могут возникнуть, если каждый федеральный государственный архив будет самостоятельно создавать информационную систему удаленного использования архивных документов, законопроект предусматривает создание и функционирование единой для федеральных государственных архивов системы.
Для пользователей это будет удобно тем, что архивные фонды всех федеральных архивов будут доступны для использования на едином портале с единым поисковым сервисом и научно-справочным аппаратом.
Законопроектом допускается, что к данной системе в добровольном порядке смогут присоединяться архивные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы, в которых отсутствуют собственные системы удаленного использования архивных документов.
В настоящее время региональные архивные учреждения, в которых внедрена система удаленного использования архивных документов, приобретают на основании лицензионных договоров коммерческие программные средства (например, АИС-АРХИВ, КАИСА-АРХИВ). При этом такие договоры заключаются на определенный срок, по истечении которого необходимо оплачивать следующие периоды права использования программного обеспечения. Создание федеральной системы позволит избежать данных расходов.
Создание информационной системы позволит повысить оперативность и качество информационного обслуживания, обеспечит расширение спектра архивных услуг и пользовательской аудитории за счет обеспечения централизации и доступности архивных информационных ресурсов федеральных архивов в сети "Интернет", обеспечит переход к предоставлению дистанционных услуг в электронной форме. Кроме того, создание такой системы снизит нагрузку на читальные залы архивов и на их работников, что позволит в будущем сократить издержки на традиционные формы обслуживания граждан архивами. В настоящее время во многих читальных залах архивов не хватает мест для всех желающих посетителей в пиковые часы.
Проектом федерального закона предусматривается, что за удаленное использование архивных документов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с пользователей архивными документами может взиматься плата. Данная мера позволит минимизировать бюджетные расходы на эксплуатацию информационной системы, так как доходы от оказания соответствующих платных услуг будут направляться на поддержание и развитие системы.
Опыт по взиманию платы за предоставление возможности удаленного использования архивных документов имеется в 6 субъектах Российской Федерации в рамках имеющихся региональных систем.
Для пользователей удаленное использование архивных документов даже на платной основе является более выгодной формой использования архивных документов по сравнению с их использованием в читальных залах. Пользователи получают возможность экономии на транспортных расходах, необходимых для проезда к читальному залу, а иногородние пользователи - также на расходах по проживанию в городе нахождения архива, так как документы выдаются по запросам пользователей в читальный зал не в день их запроса. Кроме того, традиционный бесплатный способ использования архивных документов в читальных залах остается доступным.
Законопроект предусматривает наделение Росархива полномочием по установлению размера платы за удаленное использование архивных документов в информационной системе. Соответствующие тарифы будут покрывать себестоимость эксплуатации системы и издержек архивов на открытие доступа к их информационным ресурсам в электронном виде для информационной системы.
Также законопроект предусматривает, что положение об информационной системе будет утверждено Правительством Российской Федерации. В соответствующем постановлении функции по эксплуатации информационной системы будут возложены на подведомственную организацию Росархива, которая будет являться оператором данной системы.
Кроме того, законопроект вводит в правовое поле имеющуюся региональную практику предоставления платных услуг по удаленному использованию архивных документов в сети Интернет.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.