Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу"
(подготовлен Минспортом России 10.04.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу" разработан во исполнение подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта и Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации Организационный комитет "Россия-2018" от 25.10.2017 N Пр-2166.
Концепцией наследия чемпионата мира по футболу (далее - Концепция) определены основные направления использования и принципы функционирования после проведения чемпионата мира по футболу стадионов, тренировочных площадок, временных строений и сооружений, возводимых на территориях, прилегающих к стадионам.
На стадионах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в частной собственности: БСА "Лужники", стадион "Санкт-Петербург", стадион "Казань Арена", стадион "Фишт" и стадионе "Открытие Арена", в настоящее время определены организации, осуществляющие управление стадионом и предусмотрены средства на финансирование их содержания и эксплуатации.
Стадионы в городах Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск, построенные за счет средств федерального бюджета, в 2019 году будут переданы из собственности Российской Федерации в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации.
Данные стадионы планируется использовать в качестве домашних для футбольных клубов в целях проведения матчей чемпионата России, международных футбольных матчей и иных массовых культурно-спортивных мероприятий.
Принимая во внимание высокую стоимость эксплуатации стадионов, а также ожидаемо низкий уровень доходов футбольных клубов, обеспечивающих профильную загрузку стадионов, прогнозировать коммерчески успешную эксплуатацию стадионов в ближайшие 3-5 лет не представляется возможным.
В связи с этим, планируется, что субъектам Российской Федерации будет предоставлены целевые субсидии из федерального бюджета на эксплуатацию и содержание стадионов. Кроме того, предусматриваются субсидии на проведение первоочередных мероприятий по адаптации стадионов к работе в режиме наследия.
В качестве основы для эффективной эксплуатации тренировочных площадок Концепцией предусмотрено их использование детско-юношескими спортивными школами по футболу для учебно-тренировочного процесса, а также проведения соревнований различного уровня. Собственники площадок определены, ими являются субъекты Российской Федерации и муниципальные образования и юридические лица. Площадки закреплены за пользователями - подведомственными собственникам учреждениями и организациями.
Учитывая значительные расходы на обслуживание тренировочных площадок, оснащенных натуральными травяными газонами, в соответствии с рекомендациями Российского Футбольного Союза целесообразно на всех площадках, которые будут использоваться для обеспечения тренировочного процесса детско-юношеских школ, осуществить замену натурального газона на искусственное покрытие. Планируется предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование данных мероприятий.
В отношении строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования, созданных в рамках подготовки к Чемпионату, принято решение об их пожертвовании АНО "Арена-2018" в пользу субъектов Российской Федерации. В дальнейшем субъектами Российской Федерации самостоятельно принимаются решения об организациях, которым будет предано полученное имущество.
В рамках Общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) реализуется проект Российского Футбольного Союза по наделению лучших из существующих в регионах специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу статусом Регионального центра подготовки футболистов (далее - РЦПФ).
Также с учетом положений Общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года Концепцией предусматривается возможность функционирования детских футбольных центров на базе действующих детско-юношеских школ с сохранением их организационно-правовых форм деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
"Об утверждении Концепции наследия чемпионата мира по футболу"
Проектом Концепции предусмотрены прогнозные оценки требуемых дополнительных объемов финансового обеспечения, направленных на реализацию следующих мероприятий Концепции в общем объеме - 16 653,90 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 12 351,70 млн. рублей:
обеспечение содержания и эксплуатации в режиме наследия построенных (реконструированных) стадионов в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске на период 2019-2023 г.г. - 11 958,20 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 8 021,30 млн. рублей;
мероприятия по адаптации к работе в режиме наследия стадионов в гг. Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске, Сочи - 995,60 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 945,80 млн. рублей;
мероприятия по адаптации тренировочных площадок, вновь построенных, реконструированных и оснащенных для проведения Чемпионата - 3 269,40 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 975,40 млн. рублей;
мероприятия по созданию и обеспечению функционирования Детских футбольных центров - 430,70, в том числе за счет средств федерального бюджета - 409,20.
Для оценки потребности в финансировании мероприятий Концепции, было проведено финансовое моделирование с учетом международной практики управления стадионами чемпионатов мира в режиме наследия. Основными составляющими моделирования были следующие элементы:
Данные по российским стадионам Чемпионата мира 2018 года, включая описания проектной документации;
Типы управляющих компаний стадионов, взаимодействие управляющих компаний стадионов с базовыми арендаторами (футбольными клубами);
Организационная структура управляющей компании стадиона, ее штатное расписание;
Виды доходов и расходов стадионов;
Показатели по различным величинам доходов и расходов стадионов из российской и международной практики;
Показатели наполняемости стадионов различными мероприятиями (количество и посещаемость мероприятий);
Оценка выступлений на различных стадионах базовых арендаторов (футбольных клубов), посещаемость матчей, категории билетов и абонементов, виды услуг корпоративного гостеприимства и др.
Для расчета затрат на содержание стадионов было принято, что управляющей компанией стадиона является принадлежащая субъекту Российской Федерации компания, которая самостоятельно занимается содержанием, эксплуатацией и загрузкой стадиона.
Для оценки коммерческих доходов стадионов были использованы отчеты о маркетинговых исследованиях, проведенных по заданию АНО "Оргкомитет "Россия-2018":
Анализ рынка мероприятий в городах-организаторах Чемпионата мира 2018 года для целей оценки спроса и предложения площадей для проведения корпоративных мероприятий, в том числе конференц-холлы и банкетные залы; ставок аренды;
Анализ рынка мероприятий в городах-организаторах Чемпионата мира 2018 года для целей оценки посещаемости и стоимости билетов на культурно-развлекательные мероприятия в городах размещения стадионов;
Оценка популярности и посещаемости матчей местных футбольных клубов; Анализ спонсорских и рекламных возможностей стадионов в целях повышения прибыли спортивных объектов.
Для оценки ряда показателей футбольных мероприятий, в том числе данных по стоимости билетов на футбольные матчи и посещаемости футбольных матчей использовался отчет PWC "Российская футбольная Премьер-Лига Комплексное исследование экономики российского футбола", а также официальные сайты футбольных клубов. Кроме того, был актуализирован сравнительный анализ аналогичных показателей на зарубежных стадионах, принимавших матчи крупных футбольных турниров уровня Чемпионатов мира ФИФА, в части влияния открытия таких стадионов на посещаемость матчей базовых арендаторов (футбольных клубов).
Для аналитической адаптации ряда показателей к региональным условиям использовались данные отчета Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в текущих основных ценах на 2016 год, опубликованного в сети Интернет
(http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistic s /accounts/#).в том числе:
Численность городов размещения стадионов;
Уровень доходов населения в городах размещения стадионов.
Для оценки расходов на техническое обслуживание стадиона, клининг стадиона и территории, уход за полем использовались коммерческие предложения поставщиков.
Так же для оценки расходов на охрану объектов, техническое обслуживание стадионов, клининг, страхование и пр. использовались данные по аналогичным мероприятиям на стадионах "Фишт" в г. Сочи и "Казань-арена" в г. Казань, размещенные на сайте государственных закупок.
Для оценки расходов на Фонд оплаты труда использовались данные общероссийского сайта по размещению вакансий и поиску работы hh.ru.
Для оценки расходов на коммунальные платежи использовались данные о региональных тарифах, представленные ФГУП "Спорт-инжиниринг".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.