Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)"
(подготовлен Минобрнауки России 11.04.2018 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).
Министр |
О.Ю. Васильева |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от "____"__________2017 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.06 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ХОЛОДИЛЬНО-КОМПРЕССОРНЫХ МАШИН И УСТАНОВОК (ПО ОТРАСЛЯМ)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) (далее - специальность).
1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. Содержание СПО по специальности определяется программой подготовки специалистов среднего звена (далее - образовательная программа), разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.4. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 16. Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, 22. Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака*(1).
1.5. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
1.6. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.7. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации*(2).
1.9. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.10. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
1.11. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией специалистов среднего звена, указанной в перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г., N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
техник
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации, указанной в пункте 1.11 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.11 настоящего ФГОС СПО.
Таблица 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
не менее 468 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
не менее 144 |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 612 |
Профессиональный цикл |
не менее 1728 |
Государственная итоговая аттестация |
216 |
Общий объем образовательной программы: | |
на базе среднего общего образования |
4464 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
5940 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы предусмотренного Таблицей 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме обучения - не менее 10 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности , предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл общеобразовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект).
По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими компетенциями (далее - ОК).
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.11 настоящего ФГОС СПО:
организация работ на объектах по монтажу, наладке и сервисному обслуживанию оборудования холодильных установок и тепловых насосов и руководство персоналом;
руководство монтажными бригадами, контроль работы субподрядчиков по монтажу оборудования холодильных установок и тепловых насосов.
Также к основным видам деятельности относится освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих, указанных в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Организация работ на объектах по монтажу, наладке и сервисному обслуживанию оборудования холодильных установок и тепловых насосов и руководство персоналом:
ПК 1.1. Организация и проведение работ по монтажу, наладке и эксплуатации оборудования холодильных установок и тепловых насосов.
ПК 1.2. Организация и проведение работ по сервисному обслуживанию оборудования холодильных установок и тепловых насосов.
ПК 1.3. Организация и проведение работ по ремонту оборудования холодильных установок и тепловых насосов.
3.4.2. Руководство монтажными бригадами, контроль работы субподрядчиков по монтажу оборудования холодильных установок и тепловых насосов:
ПК 2.1. Организация, планирование и управление работой монтажной бригады.
ПК 2.2. Руководство, организация и контроль работы персонала по монтажу, обслуживанию и ремонту оборудования.
ПК 2.3. Организация и планирование выполнения персоналом плановых заданий и равномерной (ритмичной) работы.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 3 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных настоящим ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях, кафедрах и иных структурных подразделениях, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам и модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.4 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые е реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.4 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.4 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение 1
к ФГОС СПО по специальности
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация
холодильно-компрессорных машин и установок
(по отраслям)
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям).
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
16.029 |
Профессиональный стандарт "Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2017 N 266н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 03.04.2017 N 46225). |
22.001 |
Профессиональный стандарт "Оператор тепловых/холодильных установок" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1127н(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.02.2015 г., регистрационный N 36023) |
Приложение 2.
к ФГОС СПО по специальности
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация
холодильно-компрессорных машин и установок
(по отраслям)
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный N 31953) и от 27 июня 2014 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный N 33205) |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
14341 |
Машинист холодильных установок |
Приложение 3.
к ФГОС СПО по специальности
15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация
холодильно-компрессорных машин и установок
(по отраслям)
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Организация работ на объектах по монтажу, наладке и сервисному обслуживанию оборудования холодильных установок и тепловых насосов и руководство персоналом |
знать: требования охраны труда, противопожарной защиты, электробезопасности и экологической безопасности; локальные акты организации, регламентирующие профессиональную деятельность по монтажу, наладке и эксплуатации оборудования; правила выполнения эскизов и монтажных схем; технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы, правила и методы монтажа, настройки и ввода в эксплуатацию оборудования холодильных установок и тепловых насосов; схемы устройства и расположения КИП, трудопроводов и арматуры; порядок составления заявок на оборудование, материалы, запасные части; способы укрупнительной сборки и монтажа различных конструкций, способы монтажа особо сложного оборудования; принципы работы монтируемых систем и их элементов; способы регулирования и наладки технологического оборудования различного вида; способы и методы контроля герметичности оборудования с различными типами хладагента; способы регулирования и настройки смонтированных систем и оборудования; правила опробования, сборки и разборки, обкатки, пуска, регулирования и комплексного испытания смонтированного оборудования; правила опробования агрегатов и машин при вводе их в эксплуатацию; способы испытания на прочность, плотность и функционирование устройств безопасности; номенклатура холодильных агентов, типы и виды хладагентов, классификация; порядок заправки умеренно недозаправленных агрегатов; формы и методы производственно-хозяйственной деятельности отдела; нормы и расценки на работы, порядок их пересмотра; основы экономики, организации производства, труда и управления; технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы, правила и методы ремонта, эксплуатации и наладки оборудования холодильных установок и тепловых насосов; технология ремонта оборудования холодильных установок и тепловых насосов; порядок освобождения оборудования от хладагента; способы предупреждения и устранения неисправностей в работе установки; правила приемки и испытания оборудования после ремонта; международные соглашения и национальные нормативные документы в области защиты озонового слоя и снижения парникового эффекта; перечень необходимой документации, правила и требования к ее оформлению. уметь: контролировать соблюдение правил и норм по охране труда, противопожарной защите, электробезопасности и экологической безопасности; читать гидравлические и электрические схемы, чертежи и работать с ними; производить монтажные и пуско-наладочные работы оборудования холодильных установок и тепловых насосов; производить расчет расходных материалов для выполнения монтажных работ; производить сборку узлов и различных соединений с помощью ручного, электрического и пневматического инструмента; вакуумировать систему с помощью вакуумного насоса; определять количество, сплошность и влажность хладагента в холодильном контуре; применять переносные измерительные устройства и течеискатели при поиске утечек; применять специальное оборудование для извлечения хладагента; применять контрольно-измерительные приборы и инструменты, СИЗ; осуществлять пайку медного трубопровода и запорных арматур; определять и устранять неисправности оборудования; контролировать качество выполняемых монтажных и демонтажных работ; владеть компьютером, работать в сети Интернет; уметь проводить переговоры; оформлять техническую документацию на монтаж оборудования; читать конструкторскую и технологическую документацию и пользоваться ею; производить расчет расходных материалов для сервисного обслуживания; выполнять техническую диагностику с помощью измерительных приборов; выполнять разборку, ремонт, сборку и испытание оборудования, трубопроводов и воздуховодов; производить регулировку и настройку оборудования, агрегатов и механизмов по результатам испытаний; выполнять механическую и электрическую регулировку аппаратуры; Оформлять заявки на техобслуживание и ремонт. иметь практический опыт в: обеспечении своевременного завоза на объекты необходимого инструмента; проверке комплектности и рабочего состояния инструмента, сварочных постов, вакуумных и зарядных станций, СИЗ; расчете количества расходного материала, крепежа по заключенным договорам и обеспечении своевременного завоза их на объекты; выполнении эскизов и монтажных схем; решении с заказчиком всех текущих вопросов, возникающих на объектах в процессе работы по договору; проведении сложных монтажных работ при установке оборудования; вводе в эксплуатацию оборудования холодильных установок и тепловых насосов; обращении с системой и хладагентом во время установки; настройке сигнального терморегулятора, реле температуры и реле давления, регулировке терморегулирующего вентиля; проверке работы и регулировании смонтированных систем и оборудования; проведении гидравлического и пневматического испытания смонтированного оборудования; опробовании оборудования и сдаче системы в эксплуатацию; контроле за сроками начала и окончания работ на объектах, графиками платежей, согласно заключенным договорам; организации взаимодействия с подрядными организациями; сдаче выполненных работ заказчику с подписанием акта; передаче руководству по акту полного комплекса выполненных монтажных и наладочных работ; подготовке и оформлению приемо-сдаточной и исполнительной документации по объекту; составлении отчетов о проделанной работе; анализе исходных данных (техническая документация узлов и механизмов); проверке соответствия рабочих характеристик оборудования, агрегатов и механизмов требованиям технической документации; диагностике технического состояния оборудования, агрегатов, узлов и механизмов; организации и контроле технического обслуживания холодильного и климатического оборудования; определении причин неисправности холодильных систем и установок; устранении неисправностей холодильных систем и установок: удалении воздуха из системы, устранении утечки хладагента, замене приборов холодильной установки; заправке компрессора маслом и системы хладагентом; ремонте, испытании, наладке, замене устройств и элементов системы автоматики и управления, оборудовании холодильных установок и тепловых насосов; контроле соблюдения сроков сервисного обслуживания оборудования; выполнении работ по устранению замечаний при гарантийных случаях, в соответствии с технической документацией и инструкциями завода-изготовителя оборудования; испытании на прочность, плотность и функционирования устройств безопасности (в процессе эксплуатации); передаче руководству по акту полного комплекса выполненных работ по сервисному обслуживанию; организации и выполнении работ по подготовке к ремонту оборудования холодильных установок и тепловых насосов; организации и выполнении работ по ремонту холодильных установок и тепловых насосов; применении приспособлений и инструментов для выполнения работ по ремонту холодильного оборудования. |
Руководство монтажными бригадами, контроль работы субподрядчиков по монтажу оборудования холодильных установок и тепловых насосов |
знать: требования охраны труда, противопожарной защиты, электробезопасности и экологической безопасности; локальные акты организации, регламентирующие профессиональную деятельность по монтажу, наладке и эксплуатации оборудования; основные положения трудового законодательства; организации труда и управления персоналом; перечень мероприятий по организации труда; номенклатура, правила эксплуатации и хранения инструмента и приспособлений; этика делового общения; правила внутреннего трудового распорядка; правила работы на персональном компьютере в объеме пользователя и используемое программное обеспечение; формы и методы производственно-хозяйственной деятельности; действующие положения об оплате труда и формах материального стимулирования; перечень необходимой документации, правила и требования к ее оформлению. уметь: составлять текущие и перспективные планы монтажных работ; проводить инструктажи по промышленной и экологической безопасности перед началом работы; проводить мероприятия с персоналом по соблюдению требований по охране труда, электробезопасности и противопожарной защите; выявлять случаи, когда нарушение правил по безопасности может повлечь за собой угрозу здоровью или жизни; обеспечивать рабочие места материалами, инструментом, приспособлениями и технической документацией; разрабатывать графики работ персонала и вести учет рабочего времени; обеспечивать систематическое обучение и стажировку персонала; оформлять документацию по промышленной безопасности и охране труда, противопожарной защите и электробезопасности. иметь практический опыт в: организации, планировании и управлении работой монтажной бригады или монтажной организации, рекомендациях по комплектованию штата; приеме персонала на работу и проведении инструктажа по технике безопасности; проведении инструктажей с персоналом по промышленной безопасности, охране труда, электробезопасности и противопожарной защите; надзоре за выполнением правил противопожарной защиты, правил устройства электроустановок и охраны труда при монтаже, обслуживании и ремонте оборудования; создании условий выполнения персоналом плановых заданий и равномерной (ритмичной) работы; поддержании условий труда персонала в соответствии с требованиями безопасности; контроле за выполнением персоналом требований нормативной и производственно-технологической документации, инструкций по эксплуатации оборудования, промышленной и экологической безопасности; контроле за соблюдением персоналом правил внутреннего трудового распорядка; разработке графиков работ монтажной бригады или монтажной организации, учет рабочего времени; установке и своевременном доведении производственных заданий до персонала в соответствии с утвержденными планами и графиками организации, контроль за их выполнением; проверке обеспеченности рабочих мест материалами, инструментом, приспособлениями и технической документацией. |
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
*(2) См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.