Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.05 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании"
(подготовлен Минобрнауки России 11.04.2018 г.)
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от "____"__________2018 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ В ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 15.02.05 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании (далее - специальность).
1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее - образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении N 1 к настоящему ФГОС СПО.
1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство*(1).
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации*(2).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев;
Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО квалификации специалиста среднего звена "старший техник", увеличивается на 1 год.
Срок получения образования по образовательной программе очно-заочной и заочной формах, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
"техник", "старший техник"
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основных видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах |
|
при получении квалификации специалиста среднего звена "техник" |
при получении квалификации специалиста среднего звена "старший техник" |
|
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
не менее 468 |
не менее 504 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
не менее 144 |
не менее 180 |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 612 |
не менее 648 |
Профессиональный цикл |
не менее 1728 |
не менее 2664 |
Государственная итоговая аттестация |
216 |
216 |
Общий объем образовательной программы: | ||
на базе среднего общего образования |
4464 |
5940 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
5940 |
7416 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме - не менее 10 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 2
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций
специалиста среднего звена при формировании образовательной программы
Основные виды деятельности |
Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена |
Осуществлять техническую эксплуатацию базовых моделей торгового оборудования организаций торговли и общественного питания. |
техник старший техник |
Осуществлять техническую эксплуатацию холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания. |
техник старший техник |
Осуществлять проектирование и техническую эксплуатацию систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания с учетом специфики технологических процессов. |
старший техник |
Управлять текущей деятельностью сотрудников и материальными ресурсами |
техник старший техник |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
Механик, Механик по ремонту оборудования, Слесарь-механик электромеханических приборов и систем, Мастер по ремонту технологического оборудования, Мастер по ремонту приборов и аппаратуры |
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в Таблице N 2 настоящего ФГОС СПО:
3.4.1. Осуществлять техническую эксплуатацию базовых моделей торгового оборудования организаций торговли и общественного питания:
ПК 1.1. Осуществлять подготовку рабочего места, инструмента, приспособлений и фундаментов для выполнения операций по монтажу базового, специализированного и многофункционального механического оборудования в соответствии с требованиями охраны труда и технической документацией.
ПК 1.2. Обеспечивать выполнение операций по монтажу, наладке, техническому обслуживанию, ремонту базового, специализированного и многофункционального механического и теплового торгового оборудования в соответствии с заданием и технической документацией.
ПК 1.3. Выполнять пусконаладочные работы приборов автоматики, предохранительных устройств, пускозащитной и регулирующей аппаратуры торгового оборудования в соответствии с заданием и технической документацией.
ПК 1.4. Осуществлять диагностику причин возможных неисправностей и отказов базового, специализированного и многофункционального механического и теплового оборудования для выбора методов и способов их устранения
3.4.2. Осуществлять техническую эксплуатацию холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания:
ПК 2.1. Осуществлять подготовку рабочего места, инструмента, приспособлений для монтажа и демонтажа опор, фундаментов, компрессоров, аппаратов, трубопроводов, приборов, холодильных агрегатов в соответствии с заданием.
ПК. 2.2. Определять последовательность процессов монтажа, демонтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания, ремонта деталей и узлов механической, гидравлической, электрической частей холодильных машин и установок в соответствии с заданием.
ПК 2.3. Вести технологический процесс монтажа, демонтажа, наладки, испытаний, технического обслуживания, ремонта деталей и узлов механической, гидравлической, электрической частей холодильных машин и установок с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией.
ПК 2.4. Осуществлять диагностику причин возможных неисправностей и отказов холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания для выбора методов и способов их устранения.
3.4.3. Осуществлять проектирование и техническую эксплуатацию систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания с учетом специфики технологических процессов:
ПК 3.1. Осуществлять выбор оборудования и элементной базы систем кондиционирования воздуха в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации.
ПК 3.2. Осуществлять монтаж и наладку моделей кондиционирования воздуха на основе разработанной технической документации.
ПК 3.3. Проводить испытания и техническое обслуживание систем кондиционирования воздуха в реальных условиях с целью подтверждения работоспособности и возможной оптимизации.
3.4.4. Управлять текущей деятельностью сотрудников и материальными ресурсами:
ПК 4.1. Планировать работы по монтажу, наладке и техническому обслуживанию холодильного оборудования, систем кондиционирования воздуха на основе организационно-распорядительных документов и требований технической документации.
ПК 4.2. Организовывать материально-техническое обеспечение работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию холодильного оборудования, систем кондиционирования воздуха.
ПК 4.3. Разрабатывать инструкции и технологические карты выполнения работ для подчиненного персонала по монтажу, наладке и техническому обслуживанию холодильного оборудования и систем кондиционирования воздуха.
ПК 4.4. Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом.
3.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 3 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
ПриложениеN 1
к ФГОС СПО по специальности
15.02.05 Техническая эксплуатация оборудования
в торговле и общественном питании
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.05 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
16.029 |
Профессиональный стандарт "Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2017 N 266н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 03.04.2017 N 46225). |
40.120 |
Монтажник по холодильной и вентиляционной технике. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 N 13н, зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 25.01.2017 N 45385 |
Приложение N 2
к ФГОС СПО по специальности
15.02.05 Техническая эксплуатация оборудования
в торговле и общественном питании
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.05 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322), с изменениями внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный N 31953), от 27 июня 2014 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный N 33205) |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
24110 |
Механик |
24180 |
Механик по ремонту оборудования |
18464 |
Слесарь-механик электромеханических приборов и систем |
23935 |
Мастер по ремонту технологического оборудования |
23935 |
Мастер по ремонту приборов и аппаратуры |
ПриложениеN 3
к ФГОС СПО по специальности
15.02.05 Техническая эксплуатация оборудования
в торговле и общественном питании
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.05 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Осуществлять техническую эксплуатацию базовых, специализированных и многофункциональных моделей торгового оборудования организаций торговли и общественного питания |
знать: классификацию, назначение, типы, технические характеристики, устройство, принцип действия, организацию технической эксплуатации специализированного и многофункционального оборудования; выполнять монтаж, пуск и техническое обслуживание оборудования в организациях торговли и общественного питания; выявлять дефекты деталей и узлов оборудования, определять методы и технологии ремонта, выполнять ремонт; обеспечивать безаварийную, надежную работу и техническое обслуживание оборудования; оформлять техническую и отчетную документацию на все виды работ по технической эксплуатации оборудования; пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора оборудования, стандартных материалов, деталей, узлов, инструментов, измерительных и контрольных приборов; рассчитывать параметры типовых электрических схем, систем электроснабжения и водоснабжения; читать и анализировать схемы оборудования; осуществлять технический контроль соответствия качества работ установленным нормативным требованиям; принципиальные электрические, кинематические и гидравлические схемы оборудования; электронную базу специализированного и многофункционального оборудования; типовые методы расчетов систем холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения; организацию и технологические процессы монтажа, демонтажа, технического обслуживания и ремонта специализированного и многофункционального оборудования и его типовых деталей и узлов; правила разработки и оформления технической и отчетной документации на процессы монтажа, технического обслуживания и ремонта; схемы автоматизации специализированного и многофункционального оборудования; методы обнаружения неисправностей оборудования и способы их устранения. уметь: организовывать техническую эксплуатацию базовых моделей и специализированного и многофункционального оборудования в организациях торговли и общественного питания; выполнять монтаж, пуск и техническое обслуживание оборудования в организациях торговли и общественного питания; выявлять дефекты деталей и узлов оборудования, определять методы и технологии ремонта, выполнять ремонт; обеспечивать безаварийную, надежную работу и техническое обслуживание оборудования; оформлять техническую и отчетную документацию на все виды работ по технической эксплуатации оборудования; пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора оборудования, стандартных материалов, деталей, узлов, инструментов, измерительных и контрольных приборов; рассчитывать параметры типовых электрических схем, систем электроснабжения и водоснабжения; читать и анализировать схемы оборудования; осуществлять технический контроль соответствия качества работ установленным нормативным требованиям; выполнять расчеты, составлять схемы систем водоснабжения, подключать оборудование к системам, осуществлять техническую эксплуатацию и контроль; выполнять расчеты, составлять схемы электроснабжения оборудования, подключать оборудование к сети, осуществлять техническую эксплуатацию и контроль систем электроснабжения; выполнять монтаж, демонтаж, пуск, испытания, техническое обслуживание базовых моделей, специализированного и многофункционального оборудования в организациях торговли и общественного питания; производить ремонт деталей и узлов, текущий ремонт базовых моделей, специализированного и многофункционального оборудования; иметь практический опыт в: осуществлении технической эксплуатации базовых, специализированных и многофункциональных моделей торгового оборудования организаций торговли и общественного питания. |
Осуществлять техническую эксплуатацию холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания. |
знать:. физические принципы получения холода; холодильные агенты, теплоносители и смазочные масла; схемы и циклы одноступенчатых холодильных машин; рабочий процесс в компрессоре; назначение, классификацию, обозначение, устройство, принцип действия компрессоров холодильных машин, вспомогательного оборудования и арматуры; назначение, типы, характеристики, устройство, принцип действия, наладку приборов автоматики холодильных установок; назначение, классификацию, маркировку, устройство холодильных агрегатов; схемы холодильных машин и установок; классификацию, назначение, типы, технические характеристики, устройство, принцип действия, организацию технической эксплуатации холодильного оборудования для организаций торговли и общественного питания; организацию и технологические процессы монтажа, технического обслуживания и ремонта холодильного оборудования и его типовых деталей и узлов, правила разработки и оформления технической документации на эти процессы уметь: организовывать техническую эксплуатацию холодильного оборудования в торговле и общественном питании; выполнять типовые расчеты холодоснабжения, подбирать по техническим и технологическим показателям холодильные машины и установки; выполнять монтаж, пуск и техническое обслуживание холодильного оборудования в организациях торговли и общественного питания; выявлять дефекты деталей и узлов холодильного оборудования, определять методы и технологии ремонта, выполнять ремонт; иметь практический опыт в: выполнении технической эксплуатации холодильного оборудования организаций торговли и общественного питания. |
Осуществлять проектирование и техническую эксплуатацию систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания с учетом специфики технологических процессов. |
знать: монтажные схемы систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации; назначение основных деталей и узлов систем и оборудования вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации; типы крепления воздуховодов, трубопроводов способы соединения вентиляционных деталей; назначение и виды слесарного инструмента для монтажа систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации; методы проверки работоспособности инструментов и приспособлений, необходимых при монтаже систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации; назначение и виды контрольно-измерительных приборов и инструментов, контрольных калибров и шаблонов для контроля выполнения работ по монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации; правила строповки и перемещения грузов; функциональную схему СКВ, характеристики ее элементов, принцип действия; диаграмму влажного воздуха; назначение, типы, устройство, конструктивные особенности, электрические и гидравлические схемы: центральных кондиционеров, кондиционеров для комфортного кондиционирования, сплит и мульти-сплит систем, транспортных кондиционеров; схемы автоматизации кондиционеров; организацию процессов монтажа и сервисного обслуживания кондиционеров различных типов и производителей и систем кондиционирования; исходные данные для проектирования систем кондиционирования; методики построения процессов обработки воздуха, расчетов и подбора кондиционеров; требования охраны труда. уметь: организовывать техническую эксплуатацию систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания; выполнять расчеты систем кондиционирования, подбирать по техническим и технологическим показателям кондиционеры; выполнять монтаж, пуск и сервисное обслуживание систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания; выявлять дефекты в работе кондиционеров, определять методы устранения и устранять неполадки; иметь практический опыт в: осуществлении проектирования и технической эксплуатации систем кондиционирования воздуха в организациях торговли и общественного питания с учетом специфики технологических процессов. |
Управлять текущей деятельностью сотрудников и материальными ресурсами |
знать: действующие локальные нормативные акты производства, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; отраслевые примеры отечественной и зарубежной практики организации труда; порядок разработки и оформления технической документации; методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала; методы оценки качества выполняемых работ; правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, правила внутреннего трудового распорядка; виды, периодичность и правила оформления инструктажа; организацию производственного и технологического процесса. уметь: разрабатывать текущую и плановую документацию по монтажу, наладке и техническому обслуживанию холодильного оборудования, систем кондиционирования воздуха; организовывать рабочие места, согласно требованиям охраны труда и отраслевым стандартам; разрабатывать инструкции и технологические карты на выполнение работ; на основе установленных производственных показателей оценивать качество выполняемых работ для повышения их эффективности; использовать средства материальной и нематериальной мотивации подчиненного персонала для повышения эффективности решения производственных задач; поддерживать безопасные условия труда при монтаже, наладке и техническом обслуживании холодильного оборудования, систем кондиционирования воздуха; разрабатывать предложения по улучшению работы на рабочем месте с учетом принципов бережливого производства. иметь практический опыт в: управлении текущей деятельностью сотрудников и материальными ресурсами |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
*(2) См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27,ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.