Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.04.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - законопроект), разработан во исполнение поручения, содержащегося в протоколе заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическом развитию и приоритетным проектам от 31 января 2018 г. N 1 (абзацы второй и третий пункта 5).
Указание адреса при регистрации юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства (МП), связано с дополнительными издержками и трудностями по аренде соответствующих помещений. Особенно этот вопрос актуален для предпринимателей в сфере услуг, в частности в сфере информационных технологий, для деятельности которых фактически не требуются производственные или офисные помещения.
Широкое распространение получила практика применения предпринимателями при государственной регистрации юридических лиц фиктивных юридических адресов, предоставляемых специализированными организациями. По данным открытых источников, а также по информации представителей предпринимательского сообщества подобная практика создает предпосылки для формирования рынка услуг по фиктивной аренде юридических адресов. Услуги по фиктивной аренде юридических адресов получили широкое распространение, сайты и предложения представлены в сети "Интернет". Услуги подобных организаций по "аренде юридического адреса" в городе Москве могут стоить от 15 до 50 тысяч рублей за период "аренды" не менее 6 месяцев, а также абонентской платы за почтовое обслуживание адреса (переадресацию официальной корреспонденции на реальный адрес зарегистрированного юридического лица) в размере от 500 до 1000 рублей ежемесячно. Сложившаяся ситуация создает существенные трудности как для предпринимателей (дополнительные издержки, формирование рынка сопутствующих услуг), так и для органов государственной власти (риски невозможности доставки официальной корреспонденции).
В целях снижения затрат субъектов МП при государственной регистрации юридических лиц на этапе начала ведения предпринимательской деятельности законопроектом предусматривается введение положения о возможности использования адреса отделения почтовой связи, находящегося в пределах места нахождения юридического лица, или по месту жительства физического лица, в качестве адреса юридического лица.
При этом возможность реализации такого права возможна заявителями после прохождения ими процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (ЕСИА). Право на использование адреса отделения почтовой связи в качестве адреса юридического лица будет предоставлено вновь создаваемым юридическим лицам.
Регистрирующий орган, многофункциональный центр, кредитная организация, осуществляющие прием (передачу) документов, представляемых заявителями для государственной регистрации юридического лица с использованием адреса отделения почтовой связи в пределах местонахождения юридического лица или по месту жительства физического лица, должны обеспечить внесение сведений о юридическом лице в ЕСИА.
Подача заявителем документов для государственной регистрации предусмотрена в электронной форме через кредитную организацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на бумажном носителе в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Использование инфраструктуры кредитной организации, позволяющей подавать документы для государственной регистрации юридического лица в электронной форме, позволит создать максимально упрощенную процедуру регистрации вновь создаваемых юридических лиц.
Наличие регистрации юридического лица в ЕСИА позволит ему осуществлять коммуникации с контрагентами и государственными органами как в электронной форме, так и на бумажном носителе.
Корреспонденция на бумажном носителе будет предаваться юридическому лицу в отделении почтовой связи в пределах его местонахождения, по адресу указанному заявителем в заявлении о государственной регистрации юридического лица.
Предлагаемые изменения направлены на снижение затрат субъектов МП на начальном этапе ведения бизнеса в случае когда осуществление деятельности не требует наличия соответствующих помещений. Одновременно будут обеспечены условия для сокращения числа случаев применения предпринимателями при государственной регистрации юридических лиц фиктивных юридических адресов, предоставляемых специализированными организациями.
Реализация законопроекта не повлияет на расходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.