Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения норм Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(подготовлен Минтрудом России 16.04.2018 г.)
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 875 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 323; 2013, N 13, ст. 1559) приказываю:
Утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разъяснение по некоторым вопросам применения норм Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" согласно приложению.
Министр |
М.А. Топилин |
Приложение
к приказу Министерства труда и
социальной защиты Российской
Федерации
от _____________ N___________
Разъяснение
по некоторым вопросам применения норм Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Право граждан на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, (далее - дополнительные меры государственной поддержки) в виде предоставления материнского (семейного) капитала регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 19; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6243; 2010, N 31, ст. 4210; 2011, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3880; N 47, ст. 6608; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 23, ст. 2886; N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4217; 2015, N 10, ст. 1424; N 14, ст. 2008; N 21, ст. 2983; N 48, ст. 6714; 2016, N 1, ст. 53; N 27, ст. 4235; N 52, ст. 7504; 2017, N 1, ст. 11; N 52, ст. 7934; 2018, N 1, ст. 16) (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ установлено, что право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины - гражданки Российской Федерации при рождении после 2007 года второго ребенка или последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации.
Необходимыми условиями возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, являются:
рождение (усыновление) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;
наличие гражданства Российской Федерации у матери ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
наличие гражданства Российской Федерации у ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ не ставит в зависимость факт возникновения и реализации указанного права от оснований приобретения гражданства в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2004, N 45, ст.4377; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; N 50, ст. 6241; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461; N 44, ст. 5638; 2014, N 16, ст. 1828, 1829; N 23, ст. 2927; N 26, ст. 3363; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 60; 2016, N 18, ст. 2500; 2017, N 31, ст. 4792).
Согласно Конституции Российской Федерации граждане, приобретшие российское гражданство, имеют равные права с гражданами, получившими его по рождению, независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ) гражданство Российской Федерации приобретается:
по рождению;
в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или международным договором.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство в течение пяти лет непрерывно;
обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
имеют законный источник средств к существованию;
обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;
владеют русским языком.
Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ.
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без представления вида на жительство.
В целях соблюдения конституционных прав граждане, получившие российское гражданство по рождению, и граждане, приобретшие гражданство Российской Федерации, имеют равные права на предоставление материнского (семейного) капитала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтрудом России подготовлены разъяснения по некоторым вопросам предоставления материнского (семейного) капитала.
Так, указывается, что необходимыми условиями получения права на маткапитал являются рождение (усыновление) с 1 января 2007 г. второго ребенка или последующих детей и наличие российского гражданства у матери и ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на маткапитал. Закон не ставит в зависимость факт возникновения и реализации указанного права от оснований приобретения гражданства.
Разъясняется порядок приобретения российского гражданства.
Обращается внимание, что граждане, получившие российское гражданство по рождению, и граждане, приобретшие гражданство Российской Федерации, имеют равные права на предоставление материнского (семейного) капитала.