Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от МЧС России (далее - разработчик) проект приказа МЧС России "Об утверждении Порядка принятия решения об использовании при осуществлении федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при подтверждении соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции правил и методов исследований (испытаний) и измерений" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/12-17/00076383).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 15 декабря 2017 года по 19 января 2018 года.
Степень регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном проекте акта, в соответствии с пунктом 6 Правил определена разработчиком как высокая.
Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 33 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции вправе обратиться в орган государственного контроля (надзора) с обоснованным предложением об использовании при осуществлении государственного контроля (надзора) правил и методов исследований (испытаний) и измерений, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при подтверждении соответствия такой продукции и не включенных в перечень документов, содержащий правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Таким образом, целью разработки проекта акта является утверждение соответствующего порядка рассмотрения предложений и принятия МЧС России решения об использовании при осуществлении государственного контроля (надзора) правил и методов исследований (испытаний) и измерений, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 14 по 22 марта 2018 года. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проведения публичных консультаций поступила консолидированная позиция РСПП, ассоциации "Союз 01", АО "Тамбовмаш", а также ОАО "Корпорация "Росхимзащита", в соответствии с которой в положениях, проектируемых рассматриваемым проектом акта, содержатся риски, которые могут привести к негативным последствиям.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает необходимым представить в отношении проекта акта следующую информацию о возможных рисках его принятия в представленной редакции.
1. Проектом акта (пункт 2, разделы II, III, V) "устанавливаются права изготовителей продукции, права и обязанности МЧС России, порядок обращения изготовителей продукции в МЧС России, порядок рассмотрения правил и методов исследований, испытаний и измерений продукции и принятия решения, а также порядок досудебного (внесудебного) обжалования принятых решений и действий (бездействия)".
1.1. В то же время право изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) впервые выпускаемой в обращение продукции обратиться в орган государственного контроля (надзора) с обоснованным предложением об использовании при осуществлении государственного контроля (надзора) правил и методов исследований (испытаний) и измерений, применяемых изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) при подтверждении соответствия такой продукции и не включенных в перечень документов, содержащий правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также обязанность органа государственного контроля рассматривать указанное предложение закреплены Федеральным законом N 184-ФЗ (абзац 1 части 4 статьи 33 Федерального закона 184-ФЗ) и в дополнительном закреплении не нуждаются.
1.2. Порядок рассмотрения правил и методов исследований, испытаний и измерений впервые выпускаемой в обращение продукции, применяемых изготовителем при подтверждении соответствия такой продукции, а также принятия решения органом государственного контроля в части сроков и результатов рассмотрения такого обращения также определен абзацем 2 части четвертой статьи 33 Федерального закона 184-ФЗ.
1.3. Разделом VI проекта акта предусматривается порядок досудебного (внесудебного) обжалования принятых решений о согласовании использования правил и методов исследований (испытаний) и измерений при осуществлении государственного контроля (надзора) либо об отказе в таком согласовании, включающий в себя следующие нормы и положения:
- предмет досудебного (внесудебного) обжалования;
- основание для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения или действия (бездействия) должностного лица МЧС России в виде жалобы организации-изготовителя продукции, изложенной в письменной или электронной форме;
- срок рассмотрения указанной жалобы в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а также результат рассмотрения жалобы в виде полного или частичного удовлетворения заявленных претензий либо отказе в их удовлетворении с обоснованием причин.
Вместе с тем согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 33 Федерального закона N 184-ФЗ в случае отказа от использования при осуществлении государственного контроля (надзора) применяемых изготовителем при подтверждении соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции правил и методов исследований (испытаний) и измерений решение органа государственного контроля (надзора) должно быть обосновано, а отказ органа государственного контроля (надзора) может быть обжалован в судебном порядке.
Таким образом, действующей редакцией Федерального закона N 184-ФЗ проектируемая возможность досудебного (внесудебного) обжалования принятых МЧС России решений о согласовании либо об отказе в согласовании не предусмотрена, а отказ органа государственного контроля (надзора) может быть обжалован в судебном порядке.
2. Согласно пункту 9 проекта акта МЧС России вправе обращаться в организации, аккредитованные в национальной системе аккредитации на право проведения работ по подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", для подготовки заключения о возможности использования при осуществлении государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности правил и методов исследований испытаний и измерений продукции.
Согласно пункту 10 проекта акта для принятия решения об использовании при осуществлении федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности правил и методов исследований (испытаний) и измерений предусмотрена обязанность изготовителя продукции направлять в МЧС России обоснованное предложение (письмо) с приложением к нему*(1) заключения о возможности использования при осуществлении государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности правил и методов исследований (испытаний) и измерений продукции, выданное организацией, аккредитованной в национальной системе аккредитации на право проведения работ по подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пунктом 11 проекта акта в качестве одного из вариантов принятия решения по итогам рассмотрения представленного заявителем обращения предусмотрен запрос от организации, аккредитованной в национальной системе аккредитации на право проведения работ по подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" заключения о возможности использования при осуществлении государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности правил и методов исследований испытаний и измерений продукции.
Вместе с тем в полномочия аккредитованных в национальной системе аккредитации органов не входит подготовка заключения о возможности использования при осуществлении государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности правил и методов исследований испытаний и измерений продукции.
В частности, органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, проводится сертификация продукции, которая в соответствии со статей 147 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - 123-ФЗ) предусматривает:
1) подачу изготовителем (продавцом) заявки на проведение сертификации и рассмотрение представленных материалов аккредитованным органом по сертификации;
2) принятие аккредитованным органом по сертификации решения по заявке на проведение сертификации с указанием ее схемы;
3) оценку соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
4) выдачу аккредитованным органом по сертификации сертификата или мотивированный отказ в выдаче сертификата;
5) осуществление аккредитованным органом по сертификации инспекционного контроля сертифицированной продукции, если он предусмотрен схемой сертификации;
6) осуществление изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий при выявлении несоответствия продукции требованиям пожарной безопасности и при неправильном применении знака обращения на рынке. Заявитель может обратиться с заявкой на проведение сертификации в любой аккредитованный орган по сертификации, имеющий право проведения таких работ.
Проектом акта устанавливаются процедуры рассмотрения обращения, не соответствующие законодательству Российской Федерации в сфере технического регулирования и аккредитации в Российской Федерации. На основании изложенного считаем целесообразным исключить из проекта акта положения, предусматривающие возможность МЧС России обращаться в организации, аккредитованные в национальной системе аккредитации, для подготовки заключения. Кроме того, дополнительно отмечаем, что в случае привлечения аккредитованных организаций для принятия решения процедура принятия такого решения приобретает двухэтапный характер, так как сначала оформляется заключение аккредитованной организации, а потом решение МЧС России о согласовании, что также потребует выделения дополнительного финансирования на указанные цели.
3. Согласно пункту 11 проекта акта МЧС России в течение десяти рабочих дней со дня поступления обращения от изготовителя продукции рассматривает представленные им документы и принимает решение о согласовании использования при осуществлении федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности правил и методов исследований (испытаний) и измерений, об отказе в согласовании либо о запросе у изготовителя продукции дополнительных документов (сведений), необходимых для принятия обоснованного решения.
Вместе с тем согласно абзацу второму пункта 4 статьи 33 Федерального закона N 184-ФЗ орган государственного контроля (надзора) рассматривает предложение изготовителя об использовании при осуществлении государственного контроля (надзора) применяемых изготовителем при подтверждении соответствия такой продукции правил и методов исследований (испытаний) и измерений и в течение десяти дней со дня получения указанного предложения направляет изготовителю свое решение.
Таким образом, действующей редакцией Федерального закона N 184-ФЗ срок рассмотрения МЧС России обоснованного предложения изготовителя продукции в течение десяти рабочих дней не предусмотрен.
4. Дополнительно обращаем внимание разработчика на отсутствие оснований для подготовки проекта акта.
В силу статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Федерального закона N 184-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения Федерального закона N 184-ФЗ (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей Федеральному закону N 184-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 Федерального закона N 184-ФЗ.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Департамент оценки |
С.В. Шипов |
-------------------------------------------
*(1) - технические условия (описания) на продукцию;
- техническая документация (конструкторская, и (или) технологическая, и (или) эксплуатационная документация);
- документы об обязательном подтверждении соответствия материалов, комплектующих изделий или составных частей продукции, в случае если в отношении такой продукции техническими регламентами установлены обязательные требования;
- правила и методы исследований (испытаний) и измерений продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.