Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно сопроводительным материалам целью предлагаемого проектом акта регулирования является обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 16 февраля 2018 года по 20 марта 2018 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/01-18/00077491).
Предложения по проекту акта поступили от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, которые были включены разработчиком в сводку предложений и прокомментированы.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 2 апреля 2018 года по 6 апреля 2018 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции Департамента жилищно-коммунального хозяйства Правительства Москвы, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике, Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Министерства регионального развития Республики Алтай, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, не содержащие замечаний и предложений по проекту акта. Замечания Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области и ООО "ЭкоЦентр" были учтены при подготовке настоящего заключения.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены не в полном объеме.
Согласно пункту 7 сводного отчета основной группой субъектов предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, интересы которой будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, будут являться потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО (более 200 млн. участников). Полагаем, что разработчиком не проведена должным образом оценка субъектов регулирования, поскольку формулировка "более 200 млн. участников" может подразумевать неограниченное число субъектов регулирования.
Пунктом 3.8.1 Методики предусматривается, что в пункте 7 сводного отчета количественная оценка должна быть проведена в отношении участников каждой группы.
Считаем необходимым доработать сводный отчет по указанным основаниям.
С учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при доработке проекта акта.
1. Проектом акта предлагается установить административную ответственность за нарушение правил обращения с ТКО для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Однако содержание требований Правил обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), может быть существенно расширено на уровне законодательства субъекта Российской Федерации. Так, пункт 19 Правил N 1156 обязывает потребителей осуществлять разделение ТКО по видам отходов и складирование сортированных ТКО, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации, а пункт 20 Правил N 1156 предусматривает отдельный порядок сбора отходов электронного оборудования.
Эффективность контроля в случае вступления в силу предлагаемого регулирования может оказаться низкой по причине затрудненности постоянного видеонаблюдения за всеми местами накопления ТКО и всеми лицами (около 200 млн. лиц по оценке разработчика), оставляющими пакеты с ТКО на таких площадках, а также по причине размытости требований по обращению с ТКО на уровне субъектов Российской Федерации и отсутствия реальной инфраструктуры, к примеру, для раздельного сбора ТКО. Привлечение граждан к ответственности в указанных условиях будет необоснованным и может быть оспорено, что может привести к существенной нагрузке на судебную систему Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 3 Правил N 1156 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Однако ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом, проектом акта создается конкуренция норм. При этом размер штрафов более чем в десять раз превышает нормы действующего законодательства.
Следовательно, дифференциация составов административных правонарушений, а также определение мер административной ответственности должны быть дополнительно обоснованы разработчиком, либо проект акта должен быть дополнен нормой об исключении действия нормы статьи 8.2 КоАП РФ в случае совершения правонарушения, предусмотренного проектом акта.
2. Следует отметить, что предлагаемые проектом акта составы административных правонарушений "Непредоставление или несвоевременное предоставление лицом, осуществляющим реализацию инвестиционной программы и (или) производственной программы в области обращения с ТКО, отчета о реализации указанных программ" и "Неисполнение инвестиционных и (или) производственных программ в области обращения с ТКО" имеют существенные различия относительно общественной опасности и тяжести последствий их совершения.
Вместе с тем размеры административных штрафов за оба правонарушения практически одинаковы, при этом обоснование предлагаемых проектом акта размеров административных штрафов ни в пояснительной записке, ни в сводном отчете разработчик не представил.
Считаем необходимым доработать проект акта согласно указанному замечанию.
3. С учетом того, что административное взыскание может быть наложено на граждан только в соответствии с частью 2 проектируемой статьи 8.21 КоАП РФ, пункт 1 проекта акта считаем необходимым изложить в следующей редакции:
"1) в части 1 статьи 3.5 после слов "частью 6.4 статьи 15.25" дополнить словами ", частью 2 статьи 8.21,";".
4. Кроме того, считаем необходимым предусмотреть переходный период для вступления проекта акта в силу, достаточный для внесения изменений в соответствующие подзаконные акты, контроль выполнения которых является предметом регулирования проекта акта.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.