Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 381.1 и главу 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(N 10401-СШ/Д26и от 19.04.2018
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 381.1 и главу 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан во исполнение пункта 26 Плана реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 5 июня 2017 г. N 1166-р, и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 23 декабря 2017 г. N ДК-П16-8606, а также в целях расширения полномочий и повышения самостоятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований при формировании доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также налогового потенциала соответствующих территорий при установлении оптимального уровня налоговой нагрузки для субъектов предпринимательской деятельности.
Проектом акта предлагается передать полномочия по установлению начиная с 1 января 2019 г. налоговых льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренных пунктами 17. 22. 23 и 26 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и налоговых льгот по земельному налогу, предусмотренных пунктами 9, 11 и 12 части 1 статьи 395 Кодекса, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований соответственно при условии принятия указанными органами до 1 января 2019 г. законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований соответственно.
Следует отметить, что вопросы необходимости децентрализации и перераспределения властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также расширения источников доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственных, и постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам неоднократно поднимались Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.
Так, в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было указано на необходимость создания и укрепления экономической базы территорий, оказания помощи тем, кто работает инициативно на местах. В качестве первоочередных шагов на муниципальный уровень должна быть передана основная масса налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Кроме того, должны быть отменены многие федеральные льготы по налогу на имущество и земли юридических лиц. Эти средства должны будут поступать в региональные и местные бюджеты.
Указанные выше вопросы также нашли свое отражение и в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 16 января 2017 г. N 13 (далее - Основы). Согласно Основам одной из основных целей государственной политики регионального развития является поэтапное упразднение установленных на федеральном уровне и предоставляемых организациям неэффективных льгот по региональным и местным налогам и льгот по федеральным налогам, часть которых зачисляется в региональные и (или) местные бюджеты, имея в виду переход к адресной поддержке приоритетных для конкретных регионов экономических специализаций и инвестиционных проектов, а также к поддержке инфраструктурных компаний.
По мнению Минэкономразвития России, предлагаемое проектом акта регулирование полностью отвечает основным целям и задачам регионального развития, обозначенным в указанных программных документах.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно налоговой отчетности о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций за 2016 год (форма N 5-НИО)*(1) в бюджеты субъектов Российской Федерации*(2) в связи с применением налоговых льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренных пунктами 17, 22, 23 и 26 статьи 381 Кодекса, не поступило налоговых доходов в сумме 2 347,8 млн рублей*(3). При этом указанные налоговые льготы были предоставлены 444 налогоплательщикам, в том числе по пункту 17 статьи 381 Кодекса - 106 налогоплательщикам; по пункту 22 статьи 381 Кодекса льгота никому не предоставлялась; по пункту 23 статьи 381 Кодекса - 20 налогоплательщикам; по пункту 26 статьи 381 Кодекса - 318 налогоплательщикам.
Провести анализ объема не поступивших в местные бюджеты налоговых доходов от уплаты земельного налога в связи с применением налоговых льгот, предусмотренных пунктами 9, 11 и 12 части 1 статьи 395 Кодекса, не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующей информации в налоговом отчете о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2016 год (форма N 5-МН)*(4).
Учитывая незначительный объем недополученных налоговых доходов от уплаты налога на имущество организаций за 2016 год, ограниченное число субъектов Российской Федерации, на территории которых были предоставлены указанные налоговые льготы по налогу на имущество организаций, а также небольшое количество налогоплательщиков, воспользовавшихся данными налоговыми льготами, Минэкономразвития России считает, что применение предлагаемого проектом акта регулирования не приведет к возникновению у субъектов предпринимательской деятельности рисков негативных последствий, например, в виде существенного роста налоговой нагрузки и (или) получения убытков от осуществления предпринимательской деятельности.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в сроки с 27 февраля 2018 г. по 21 марта 2018 года. Проект акта размещен разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/78688 (ID проекта: 02/04/02-18/00078688). По информации разработчика, замечания и предложения на этапе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили от Российского союза промышленников и предпринимателей, которые были включены в сводку предложений с указанием информации об учете или причинах их отклонения.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 30 марта 2018 г. по 9 апреля 2018 г. были проведены публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с субъектами предпринимательской деятельности, подпадающими под действие предлагаемого проектом акта регулирования, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. По результатам публичных консультаций были получены более 50 в целом положительных отзывов от участников публичных консультаций, в том числе от 46 органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Замечания и предложения указанных участников публичных консультаций приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
Минэкономразвития России рекомендует разработчику проработать указанные замечания и предложения и, по возможности, учесть их при доработке проекта акта, а также обратить внимание на юридико-технические замечания.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 14 л. в 1 экз.
Приложение N 3
к заключению об оценке регулирующего
воздействия на проект федерального закона
Сводная таблица замечаний и предложений представителей предпринимательского сообщества и региональных органов исполнительной власти по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 381.1 и главу 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
N |
Замечания и предложения |
||||||
1 |
На основании статистической налоговой отчетности, принятие законопроекта при условии не установления законов Иркутской области позволит дополнительно мобилизовать в бюджет около 3 млн. рублей налога на имущество организаций, в том числе: - по пункту 17 статьи 381 НК РФ от налогообложения имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны (коды льгот 2010253) около 2 241 тыс. рублей (по данным за 2016 год); - по пункту 23 статьи 381 НК РФ от налогообложения организаций, признаваемых управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающих на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон (коды льгот 2010256) около 422 тыс. рублей (по данным за 2016 год). По пунктам 22 и 26 статьи 381 НК РФ, пунктам 9, 11 и 12 пункта 1 статьи 395 НК РФ установление на федеральном уровне льгот по региональному налогу на имущество организаций и местному земельному налогу не приводило к образованию выпадающих доходов консолидированного бюджета Иркутской области в 2016 году. Негативные последствия от принятия законопроекта не усматриваются, в том числе в результате незначительных налоговых расходов, обусловленных применением планируемых к отмене льгот всего одним или двумя налогоплательщиками. Кроме того, в Иркутской области для организаций - резидентов особой экономической зоны сохраняется пониженная в размере 13,5% ставка налога на прибыль организаций. Устанавливаемый законопроектом Порядок применения льгот по "правилу двух ключей" дублирует действующее налоговое законодательство и может быть реализован в рамках полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по установлению ставок имущественных налогов. Тем самым, законопроект и впервые реализовавший правило "двух ключей" Федеральный закон от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" представляют собой неявную форму установления федеральных льгот по региональным и местным налогам, создает излишнюю напряженность во взаимоотношении властей и налогоплательщиков, а также предпосылки для снижения возможного от его принятия бюджетного эффекта. Так, например, в период налогообложения движимого имущества до 1 января 2013 года в Правительство Иркутской области ни поступало ни одной инициативы от предпринимательского сообщества о необходимости налогового стимулирования его обновления. В настоящее время, после отмены с 1 января 2018 года по правилу "двух ключей" указанной льготы, несмотря на отрицательное заключение Губернатора Иркутской области 28 марта 2018 года в первом чтении был принят внесенный в порядке законодательной инициативы отдельным депутатами - представителями бизнеса проект закона Иркутской области, продляющий на 2018 год освобождение от налогообложения движимого имущества (пункт 25 статьи 381 НК РФ). Предлагается федеральные льготы по региональным и местным налогам отменять без установления дублирующих действующее налоговое законодательства особых Порядков их применения, тем самым прекратить практику применения механизма правила "двух ключей", предоставив субъектам РФ самостоятельность в реализации региональной налоговой политики. |
||||||
2 |
По действующему законодательству налоговые льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов особой экономической зоны (далее - резиденты ОЭЗ) и организаций, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и объем выпадающих доходов областного бюджета и бюджета муниципального образования не учитывается в объеме налоговых льгот (налоговых расходов) субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Считаем, что в случае принятия нового регулирования и установления субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов ОЭЗ, объем выпадающих доходов областного бюджета и бюджета муниципального образования также не должен учитываться в объеме налоговых льгот (налоговых расходов) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в рамках Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (проект постановления Правительства Российской Федерации разработан Минфином России и размещен для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 01/01/03-18/00079095)). |
||||||
3 |
Предлагаем поддержать проект закона с учетом внесения отдельных поправок. Пунктом 3.3 статьи 380 НК РФ установлены пониженные налоговые ставки в отношении имущества указанного в пункте 25 ст. 381 НК РФ. В проект закона необходимо внести изменения по отмене пункта 3.3. ст. 380 НК РФ. В случае внесения поправок в проект закона в части исключения пункта 3.3. ст. 380 НК РФ положительный эффект на территории Пермского края составит 1,3 млрд. рублей В случае принятия данного проекта акта в целом на территории Пермского края нагрузка на бизнес составит 1,3 млрд. рублей |
||||||
4 |
Принятие законопроекта может быть не выгодно для компаний, которые планируют создавать или участвовать в особой экономической зоне. Увеличение доходов региональных и местных бюджетов, расширение полномочий соответствующих органов власти, предоставляя им возможность регулировать налоговую нагрузку на соответствующей территории. Вместо восстановления на федеральном уровне безусловного применения налоговых льгот (п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 21 ст. 381 НК РФ), без принятия закона субъекта РФ, указанным законопроектом предполагается внести дополнительные ограничения для налогоплательщиков, в том числе в отношении использования иных федеральных льгот. |
||||||
5 |
Исходя из текста законопроекта, предлагается внести изменения в НК РФ, касающиеся применения налоговых льгот по налогу на имущество и земельному налогу: - изложить в новой редакции п. 1 ст. 381.1 НК РФ (порядок применения налоговых льгот по налогу на имущество); - внести в НК РФ новую статью 395.1 НК РФ в главу 31 (порядок применения налоговых льгот по земельному налогу). Цель данных изменений согласуется с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на период 2018-2020 гг. и соответствует п.26 плана реализации основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.06.2017 N 1166-р. В соответствии с указанными документами, предполагается внесение в законодательство изменений, предусматривающих ограничение на федеральном уровне льгот по региональным и муниципальным налогам и поэтапную отмену таких ранее установленных льгот или компенсацию выпадающих доходов региональных и (или) местных бюджетов в связи с предоставлением таких льгот. Внесением изменений должна быть решена проблема снижения доходов региональных и местных бюджетов в связи с установленными на федеральном уровне льготами по региональным и местным налогам. Цель- увеличить доходы региональных и местных бюджетов, расширить полномочия соответствующих органов власти, предоставляя им возможность регулировать налоговую нагрузку на соответствующей территории. Необходимо отметить тенденцию по последовательному введению правила "двух ключей" для отдельных видов льгот и преференций, которое означает, что они применяются на территории субъекта РФ, муниципального образования, в случае принятия соответствующего закона. В целом, необходимо отметить, что принятие законопроекта может быть не выгодно для компаний, которые планируют создавать или участвовать в особой экономической зоне. |
||||||
6 |
Проект ID: 02/04/02-18/00078688 вносится Правительством РФ (разработчик-Департамент налоговой и таможенной политики, Минфин России), прошел антикоррупционную экспертизу. Общественное обсуждение завершено 21.03.2018 г. Есть сводка предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения (поступившие положительные для налогоплательщиков предложения не поддержаны Минфином РФ). Пояснительная записка к данному проекту на сайте Минфина отсутствует. Законопроект пока не внесен в Государственную думу. Предполагается вступление в силу внесенных изменений, начиная со следующего налогового периода, с 01.01.2019 г. (при условии опубликования не позднее 01.12.2018 г.- п. 1 ст. 2 законопроекта, п. 1 ст. 5 НК РФ). 1. Предлагается пункт 1 ст. 381.1 НК РФ (порядок применения налоговых льгот по налогу на имущество) изложить в новой редакции. Данный налог относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ), соответственно, устанавливается НК РФ и законами субъектов. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 12 НК РФ, ст. 56 НК РФ).
С 01.01.2018 в целом уже была увеличена налоговая нагрузка на предприятия по налогу на имущество, поскольку для применения льгот предусмотрено принятие соответствующего закона субъекта РФ (п. 1 ст. 381.1 НК РФ в действующей редакции, п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 21 ст. 381 НК РФ). Вместо восстановления на федеральном уровне безусловного применения налоговых льгот (п. 25 ст. 381 НК РФ, п. 21 ст. 381 НК РФ), без принятия закона субъекта РФ, указанным законопроектом предполагается внести дополнительные ограничения для налогоплательщиков, в том числе в отношении использования иных федеральных льгот. Пункт 1 ст. 381.1 НК РФ предполагается разбить на 2 подпункта. " При этом п.п. 2 п. 2 ст. 381.1 НК РФ дополнительно предусмотрено принятие соответствующего закона субъекта РФ для применения федеральных льгот, указанных в пунктах 17, 22, 23 и 26 статьи 381 НК РФ. В настоящее время предусмотрено безусловное право на использование указанных льгот в силу прямого указания в НК РФ. В случае внесения указанных изменений в НК РФ, с 01.01.2019 г. федеральные льготы по налогу на имущество, установленные пунктами 17, 22, 23 и 26 ст. 381 НК РФ, будут применяться на территории субъектов РФ только в случае принятия закона соответствующего субъекта РФ. |
||||||
7 |
В соответствии с пунктами 17, 22, 23 и 26 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на имущество для следующих организаций: - организаций, за исключением организаций, указанных в п.22 ст. 381 НК РФ, в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ, особые экономические зоны указаны в приложении N1). Нормы, регулирующие статус резидента особой экономической зоны предусмотрены также ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". - судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны; Нормы, регулирующие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны предусмотрены также п. 1 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". - организации, признаваемые управляющими компаниями (ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ) особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества; - организаций - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. ! При этом в законопроекте предусмотрено, что положения п.п. 2 п. 1 ст. 381.1 НК РФ не применяются в отношении налогоплательщиков, заключивших соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне, соглашения об управлении особой экономической зоной, договоры об условиях деятельности в свободной экономической зоне до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 2 законопроекта). |
||||||
8 |
Необходимо также отметить, что сами формулировки законопроекта по п.1 ст. 381.1 НК РФ не совсем корректны, поскольку допускают неоднозначное толкование. Исходя из буквального прочтения, можно сделать вывод, что указанные даты относятся к сроку принятия закона, а не к указанию периода, с которого возможно применение льгот при наличии закона субъекта РФ. Скорее всего, планировалось не менять суть пункта, касающегося применения льгот по п.21, 24, п.25 ст. 381 НК РФ, необходимо было лишь дополнить его положениями, касающимися применения льгот в отношении пунктов 17, 22, 23 и 26 статьи 381 НК РФ и применение положений в этой части с 01.01.2019 г. Новая редакция: "1. Налоговые льготы применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия закона соответствующего субъекта Российской Федерации в следующие сроки: 1) с 1 января 2018 года - налоговые льготы, указанные в пунктах 21, 24 (в части имущества, расположенного на российской части (российском секторе) дня Каспийского моря) и пункте 25 статьи 381 настоящего Кодекса; 2) с 1 января 2019 года - налоговые льготы, указанные в пунктах 17, 22, 23 и 26 статьи 381 настоящего Кодекса". Предполагается, что более корректным будет внесение изменений в п. 1 ст. 381.1 НК РФ в следующей редакции: 1. Указанные в данном пункте налоговые льготы применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации: 1) С 1 января 2018 года в отношении налоговых льгот, указанных в пунктах 21, 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и пункте 25 статьи 381 настоящего Кодекса; 2) с 1 января 2019 года - в отношении налоговых льгот, указанных в пунктах 17, 22, 23 и 26 статьи 381 настоящего Кодекса". |
||||||
9 |
Вывод по п.1: 1. В целом, внесение изменений в п. 1 ст. 381.1 НК РФ предполагает дополнительные ограничения по использованию конкретных федеральных льгот по налогу на имущество (п. 17, 22, 23 и 26 ст. 381 НК РФ) указанными организациями в отношении определенного имущества. Поскольку возможность использования данных льгот поставлена в зависимость от принятия закона (внесения изменений в закон) субъекта РФ, в каждом субъекте РФ будет самостоятельно приниматься решение о предоставлении либо не предоставлении данных льгот. Соответственно, предполагается увеличение налоговой нагрузки по налогу на имущество для организаций, которые пользуются указанными льготами в тех субъектах РФ, где закон не будет принят. Исключения предусмотрены только в отношении налогоплательщиков, заключивших соответствующие соглашения до вступления в силу данного закона (п.2 ст. 2 законопроекта). Соответственно, налогоплательщиков таким образом еще и стимулируют к заключению подобных соглашений (предполагают инвестиции и кап. вложения от организаций), во избежание увеличения для них налоговой нагрузки по налогу на имущество. При этом нельзя исключать ситуацию, что в процессе принятия закона п.2 ст. 2 законопроекта будет в итоге исключен либо существенным образом видоизменён. Также есть необходимость в более корректном изложении редакции пункта 1 ст. 381.1 НК РФ. 2. Для конкретной оценки рисков, влияния изменений на предприятия группы НЛМК, выявления положений (п.1 ст. 381.1 НК РФ) препятствующих ведению предпринимательской деятельности, вводящих дополнительные ограничения и дополнительные расходы, связанные в т.ч. с уплатой налога на имущество, полагаем необходимым провести следующие мероприятия: - Проанализировать, пользуются ли предприятия льготами, установленными п. 17, 22, 23 и 26 ст. 381 НК РФ с учётом условий их использования. - Если данными льготами предприятия пользуются (соглашение указанное в п.2. ст. 2 законопроекта отсутствует), необходимо рассматривать вариант развития событий, исходя из условий, что не будет принят соответствующий закон субъекта РФ. Необходимо сделать расчеты, в связи с увеличением налоговой нагрузки по налогу на имущество с 01.01.2019 г. по каждому объекту в привязке к конкретному предприятию (оценить сумму дополнительных расходов предприятий). |
||||||
10 |
2. Предлагается дополнить НК РФ статьей 395.1 НК РФ (гл. 31 земельный налог). Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 НК РФ), соответственно, устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым Кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах) (п. 3 ст. 56 НК РФ, п. 4 ст. 12 НК РФ). Следовательно, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, указан в ст. 395 НК РФ. Новая статья 395.1 НК РФ призвана регламентировать порядок применения налоговых льгот, установленных в НК РФ, и предусматривает следующее: "С 1 января 2019 года налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 статьи 395 настоящего Кодекса, применяются на территории муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в случае принятия соответствующего нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)". В настоящее время предусмотрено безусловное право на использование указанных льгот в силу прямого указания в НК РФ. В случае внесения указанных изменений в НК РФ, с 01.01.2019 г. федеральные льготы по земельному налогу, установленные п.п.9, 11, 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, будут применяться на территории муниципальных образований только в случае принятия соответствующего нормативного правового акта представительного органа муниципального образования. В соответствии с п.п. 9, 11, 12 п. 1 ст. 395 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения земельным налогом для следующих организаций: - резидентов особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п.п. 11 п.1 ст. 395 НК РФ, в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ, особые экономические зоны указаны в приложении N1). - судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет; Нормы, регулирующие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны предусмотрены также п. 1 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". - участников свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. ! При этом в законопроекте предусмотрено, что положения статьи 395.1 НК РФ не применяются в отношении налогоплательщиков, заключивших соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне, соглашения об управлении особой экономической зоной, договоры об условиях деятельности в свободной экономической зоне до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 2 ст.2 законопроекта). |
||||||
11 |
Вывод по п.2: 1. В целом, введение в НК РФ ст. 395.1 НК РФ с 01.01.2019 г. предполагает ограничения по использованию конкретных федеральных льгот по земельному налогу (п.п.9, 11, 12 п. 1 ст. 395 НК РФ) указанными организациями в отношении определенных земельных участков. Поскольку возможность использования данных льгот поставлена в зависимость от принятия закона (внесения изменений в закон) представительным органом муниципального образования, в каждом муниципальном образовании будет самостоятельно приниматься решение о предоставлении либо не предоставлении данных льгот. Соответственно, предполагается увеличение налоговой нагрузки по земельному налогу для организаций, которые пользуются указанными льготами в тех муниципальных образованиях, где закон не будет принят. Исключения предусмотрены только в отношении налогоплательщиков, заключивших соответствующие соглашения до вступления в силу данного закона (п.2 ст. 2 законопроекта). Соответственно, налогоплательщиков таким образом еще и стимулируют к заключению подобных соглашений, которые предполагают инвестиции и кап. вложения от организаций, во избежание увеличения для них налоговой нагрузки по земельному налогу. При этом нельзя исключать ситуацию, что в процессе принятия закона п.2 ст. 2 законопроекта будет в итоге исключен. 2. Для конкретной оценки рисков, влияния изменений на предприятия группы НЛМК, выявления положений (ст. 395.1 НК РФ) препятствующих ведению предпринимательской деятельности, вводящих дополнительные ограничения и дополнительные расходы, связанные в т.ч. с уплатой земельного налога полагаем необходимым провести следующие мероприятия: - Проанализировать, пользуются ли предприятия льготами, установленными п.п. 9, 11, 12 п. 1 ст. 395 НК РФ с учётом условий их использования. - Если данными льготами предприятия пользуются (соглашение указанное в п.2. ст. 2 законопроекта отсутствует), необходимо рассматривать вариант развития событий, исходя из условий, что не будет принят закон в муниципальном образовании. Сделать расчеты по увеличению налоговой нагрузки по земельному налогу с 01.01.2019 г. по каждому объекту в привязке к конкретному предприятию (оценить сумму дополнительных расходов предприятий). В целом, представляется сомнительным, что исходя из экономической и политической обстановки в России, с учётом направлений налоговой политики, можно будет каким-то образом повлиять на ситуацию (увеличению налоговой нагрузки). Информация об увеличении налоговой нагрузки также может быть использована гос. органами для подготовки своих планов и расчетов, в том числе по каждому предприятию (субъекту РФ и муниципальному образованию). |
||||||
12 |
Ежегодно субъекты Российской Федерации несут значительные потери в связи с предоставлением на федеральном уровне налоговых льгот по налогам, зачисляемым в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Основную долю в общем объеме потерь консолидированного бюджета Челябинской области от предоставления налоговых льгот составляют потери за счет льгот, предоставляемых на федеральном уровне. К примеру, выпадающие доходы консолидированного бюджета Челябинской области за счет предоставления налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, за 2016 год составили 11 691,4 млн. рублей (90,3% от общего объема потерь). При этом ежегодная компенсация указанных потерь на федеральном уровне не предусмотрена. В результате субъекты Российской Федерации несут убытки, которые в том числе снижают возможности субъектов Российской Федерации по решению задач социально - экономического развития. Кроме того, вместо упразднения федеральных льгот, складывается практика перекладывания ответственности по сохранению указанных изъятий на региональный уровень. Речь идет о так называемом механизме "двух ключей", когда введенная на федеральном уровне льгота требует принятия закона субъекта Российской Федерации. Считаем несправедливым перекладывание такой ответственности на регионы, в том числе и потому, что такие ситуации в ряде случаев могут спровоцировать миграцию субъектов экономической деятельности в более комфортные с точки зрения налоговых льгот регионы. Вместе с тем, при принятии новой редакции Бюджетного кодекса эти льготы приобретут статус "налоговых расходов", которые, полагаем, не будут учитываться Минфином России в расчётах минимальных бюджетов регионов, что, соответственно, уменьшит объемы дотаций для них из федерального бюджета. Исходя из изложенного, считаем целесообразным при необходимости сохранения налоговых льгот оставить их предоставление на федеральном уровне, а выпадающие доходы региональных и местных бюджетов компенсировать из федерального бюджета на ежегодной основе в полном объеме - до момента полной отмены таких налоговых льгот. |
||||||
13 |
Проблема снижения налоговых поступлений региональных и местных бюджетов в связи с предоставлением федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам актуальна для субъектов Российской Федерации, в которых предлагаемые льготы заявляются налогоплательщиками. Что касается Новосибирской области, то на территории нашей области на данный момент не выделены территории под особые и свободные экономические зоны, соответственно, предлагаемые изменения не окажут влияние на бюджет Новосибирской области. Повышение самостоятельности и расширение налоговых полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Предлагаемые изменения законодательства о налогах и сборах Российской Федерации не окажут влияние на субъекты предпринимательства Новосибирской области, так как на территории Новосибирской области нет налогоплательщиков-резидентов особых и свободных экономических зон В целях увеличения доходной части региональных бюджетов предлагаем отменить следующие федеральные налоговые льготы: 1. освобождение от налога имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций согласно п.14 ст. 381 Налогового кодекса РФ, поскольку за многие годы льгота показала себя как неэффективная; 2. освобождение от налога имущество организаций в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью согласно п. 11 ст. 381 Налогового кодекса РФ, так как суммы налога, не поступившие в бюджет от предоставления данной льготы, являются существенными выпадающими доходами бюджета субъекта РФ. |
||||||
14 |
Проблема актуальна. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 381.1 и главу 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет отдельных субъектов Российской Федерации, на территориях которых созданы особые экономические зоны. Принятие данного проекта не позволит решить проблему в большинстве субъектов Российской Федерации. Дополнительные поступления в бюджет отдельных субъектов Российской Федерации. Какие риски и негативные последствия для бизнеса могут возникнуть в случае принятия данного проекта? По возможности, приведите числовые данные. Согласны ли Вы с выводами разработчика, изложенными в сводном отчете? Непредоставление вышеперечисленных налоговых льгот на региональном уровне. В соответствии с проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" налоговые льготы предоставленные компаниям, основным видов деятельности которых, к примеру, является металлургическое производство, в соответствии с положениями Методики указанные налоговые льготы считаются неэффективными. Существуют ли менее затратные и (или) более эффективные способы решения проблемы? Если да, опишите их. В целях налогообложения в отношении объектов недвижимого имущества необходимо предусмотреть включение в перечень документов для инженерно-технического обеспечения (оформление газификации) регистрацию права на соответствующий объект. Содержит ли проект акта нормы, противоречащие действующему законодательству? Если да, укажите их. Статьей 381.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что с 1 января 2018 года налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 Кодекса, применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации. При наличии дополнительных замечаний и предложений опишите их в произвольной форме и/или приложите к Вашему письму соответствующие материалы. Расширить перечень льгот, в отношении которых решение о предоставлении принимает субъект. |
||||||
15 |
Проблема снижения доходов региональных и местных бюджетов в связи с установлением на федеральном уровне льгот по налогам, зачисляемым в консолидированные бюджеты субъектов, является актуальной. Однако принятие данного проекта закона не позволит решить ее в полной мере, поскольку предусматривает сохранение льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для организаций, заключивших соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне, соглашения об управлении особой экономической зоной, договоры об условиях деятельности в свободной экономической зоне до его принятия. В настоящее время не представляется возможным оценить положительный эффект в случае принятия проекта закона в связи с тем, что право субъекта Российской Федерации на предоставление льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу распространяется только на потенциальных налогоплательщиков, которые будут заключать указанные соглашения после 01.01.2019 года. По действующим федеральным льготам потери бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год составили: 61,7 млн. руб. по налогу на имущество организаций и 2,3 млн. руб. по земельному налогу. Отказ субъектов Российской Федерации от введения льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу сопряжен с риском создания неравных конкурентных условий для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в одной ОЭЗ, но заключивших соглашение до и после 01.01.2019. Учитывая, что при установлении налога на имущество организаций и земельного налога законами субъекты Российской Федерации вправе предусматривать льготы, основание и порядок их применения, полагаем целесообразным полностью отменить указанные льготы на федеральном уровне. Таким образом, у субъектов будет возможность принимать решение о предоставлении на своей территории льгот для указанной категории налогоплательщиков исходя из возможностей регионального бюджета и необходимости стимулирования соответствующей деятельности. Из формулировок проекта закона неясно, распространяется ли право применения федеральных льгот на налогоплательщиков, ставших резидентами ОЭЗ после 01.01.2019, в случае если сама ОЭЗ начала действовать до указанной даты. Полагаем целесообразным предусмотреть дату вступления в силу с 01.01.2020. |
||||||
16 |
Согласно отчету УФНС России по Приморскому краю "О налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций" по форме N 5-НИО за 2016 год, в Приморском крае сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот в соответствии с пунктами 17, 21, 22, 23, 24, 25 и 26 статьи 381 НК РФ отсутствует. Также согласно отчету УФНС России по Приморскому краю "О налоговой базе и структуре начислений по местным налогам" по форме N 5-МН за 2016 год сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот в соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 395 НК РФ, отсутствует, по пункту 9 вышеуказанной статьи сумма выпадающих доходов составляет 722 тыс рублей. Следует отметить, что постановлением Правительства от 28.09.2016 N 978 "О досрочном прекращении существования особых зон" в 2016 году особая экономическая зона в Приморском крае прекратила свое существование. В связи с чем, в случае принятия решения о не предоставлении налоговых льгот в Приморском крае, указанных в проекте федерального закона, для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Приморского края дополнительных расходов не возникнет. Одновременно сообщаем, отмена льгот на федеральном уровне по региональным налогам не ведет к полной их отмене, а переходит на уровень субъекта. Внедрение механизма "двух ключей" предполагает самостоятельное влияние субъекта на собственную налоговую базу. В связи с этим бизнес пытается оказывать давление, выставляя требования руководству края, что в случае непринятия решения о предоставлении налоговой льготы на предприятиях будут проходить сокращения работников или увеличиваться тарифы на оказание услуг. При этом, в обращениях организаций о предоставлении льготы по налогу на имущество организаций отсутствуют данные о готовности предприятий обеспечить дополнительные поступления в консолидированный бюджет Приморского края по другим источникам. Методикой определения эффективности налоговых льгот, разработанной Минфином России, льгота, являющаяся стимулирующей предусматривает компенсацию выпадающих доходов от ее предоставления дополнительными поступлениями по другим доходным источникам. В противном случае льгота признается неэффективной и подлежит отмене. На основании изложенного, предлагаем рассмотреть возможность отмены льгот по региональным налогам на федеральном уровне полностью, не перекладывая данное решение на субъект Российской Федерации. |
||||||
17 |
Предложений и замечаний по данному законопроекту не имеется. Вместе с тем, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 22.07.2005 N116-03 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в особой экономической зоне. В Липецкой области указанные Соглашения заключены на срок до 2055 года. Кроме того, в случае дифференцированного подхода со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к вопросу пролонгации бывших федеральных налоговых льгот для налогоплательщиков будут созданы неравные условия налогообложения, что противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения (ст. 3 НК РФ) и будут способствовать перерегистрации бизнеса на территориях с более льготным режимом налогообложения. |
||||||
18 |
Согласно сводному отчету проблемой, в целях решения которой разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 381.1 и главу 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект закона), являются установленные на федеральном уровне налоговые льготы по региональным и местным налогам, что приводит к недопоступлению средств в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления лишены возможности регулировать налоговую нагрузку на соответствующей территории путем установления особенностей применения таких налоговых льгот. По мнению департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа рассматриваемая проблема на сегодняшний день является актуальной. Правовое регулирование проекта закона затрагивает интересы следующих налогоплательщиков: организации - резиденты особых экономических зон, судостроительные организации, имеющие статус резидентов промышленно-производственной особой экономической зоны, организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон, организации - участники свободной экономической зоны и, соответственно, интересы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены особые экономические зоны. В связи с чем, принятие проекта закона позволит расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, в отношении ограниченного количества муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Такой подход не в полной мере соответствует пункту 26 Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.06.2017 N 1166-р, которым предусмотрено мероприятие по разработке и внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих ограничение на федеральном уровне льгот по региональным и муниципальным налогам и поэтапную отмену ранее установленных льгот или компенсацию выпадающих доходов региональных и (или) местных бюджетов в связи с предоставлением льгот. Таким образом, принятие проекта закона не устранит проблему, описанную разработчиком в сводном отчете. Возможным положительным эффектом в результате принятия проекта закона может быть увеличение поступлений по налогу на имущество организаций и земельному налогу в консолидированные бюджеты отдельных субъектов Российской Федерации. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа особые экономические зоны не созданы, провести оценку последствий принятия проекта закона не возможно. Ввиду отсутствия данных о количестве субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, провести такую оценку не представляется возможным. |
||||||
19 |
Принятие проекта федерального закона не в полной мере решит проблему. В соответствии с формами статистической налоговой отчетности за 2016 год сумма налога, не поступившая в консолидированный бюджет Калужской области is связи с предоставлением федеральным законодательством налогоплательщикам льгот по региональным и местным налогам, составила 1,9 млрд. рублей. _ В случае принятия проекта федерального закона и отказа от предоставления льгот на региональном уровне сумма дополнительных поступлений в консолидированный бюджет Калужской области составит 153,6 млн. рублей. Затраты организаций - резидентов особой экономической зоны произволетвеино-промышленпого типа "Калуга", расположенной на территории муниципальных районов "Город Людипово и Людиновский район", "Ьоровский район" Калужской области, вырастут на 153,6 млн. рублей. В соответствии с действующим законодательством освобождение по налогу на имущество организаций установлено на 10 лет с момента постановки на учет имущества, по земельному налогу - сроком на 5 лет. В соответствии с предлагаемым проектом федерального закона изменениями с 01.01.2019 налоговые льготы резидентами ОЭЗ и управляющими компаниями ОЭЗ по налогу на имущество организаций могут быть применены только в случае принятия на территории субъекта соответствующего закона субъекта Российской Федерации, по земельному налогу - в случае принятия соответствующего нормативного правового акта представительного органа муниципального образования. При этом статьей 38 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) резидентам особых экономических зон (далее - резиденты ОЭЗ) установлены гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части неприменения в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ положений нормативных правовых актов, ухудшающих положение резидентов ОЭЗ. В целях обеспечения резидентам ОЭЗ гарантий, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ, и сохранения уровня налогообложения для действующих резидентов ОЭЗ предлагаем дополнить законопроект переходными положениями, предусматривающими право по применению льгот, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) для резидентов ОЭЗ. получивших указанный статус до вступления в силу изменений, предусмотренных законопроектом, в неизменном виде. В случае принятия проекта федерального закона и установления субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов ОЭЗ в размере, определенном действующей редакцией ПК РФ, объем выпадающих доходов областного бюджета и бюджета муниципального образования не должен учитываться в объеме налоговых льгот (налоговых расходов) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в рамках Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (проект постановления Правительства Российской Федерации разработан Министерством финансов Российской Федерации и размещен для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 01/01/03-18/00079095)), а также при расчете индекса налогового потенциала в рамках Методики распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 22.11.2004 N 670. |
||||||
20 |
Проблема актуальна для группы компаний "Татнефть" Принятие законопроекта может привести: - к повышению доходов региональных и местных бюджетов в случае непринятия налоговых льгот органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, к расширению налоговых полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; - к уменьшению налоговой нагрузки для бизнеса при принятии налоговых льгот органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не заинтересованы в предоставлении льгот, либо могут предоставить льготу в виде пониженной ставки налогообложения, что приведет к увеличению налоговой нагрузки для бизнеса. |
||||||
21 |
Проект закона позволяет решить проблему поэтапной отмены льгот, установленных по региональным и местным налогам на федеральном уровне путем передачи полномочий по установлению налоговых льгот соответственно на региональный и местный уровень. В случае принятия данного проекта возможны дополнительные доходы региональных и местных бюджетов, на территории которых расположены объекты налогообложения, в отношении которых отменяются налоговые льготы. Негативные последствия для бизнеса выражаются в увеличении налоговой нагрузки в связи отменой налоговых льгот. Считаем, что более эффективным способом решения проблемы отмены налоговых льгот, установленных на федеральном уровне в отношении региональных и местных налогов является отмена всех без исключения категорий льгот на федеральном уровне, установленных федеральным законодательством по региональным и местным налогам. |
||||||
22 |
Регулирование на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предоставляемых налоговых льгот с учетом объема выпадающих доходов соответствующего бюджета. В случае непринятия закона субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований налогоплательщики, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также налогоплательщики, состоящие на налоговом учете в налоговых органах по месту нахождения имущества и земельных участков на соответствующих территориях, не смогут воспользоваться правом применения налоговых льгот, затронутых в проекте федерального закона. Даты, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 предлагаемых проектом федерального закона изменений "с 1 января 2018 года" и "с 1 января 2019 года" в совокупности с абзацем первым пункта 1 могут быть истолкованы как сроки принятия законов. Так, например. Законом Чеченской Республики от 27 ноября 2017 г. N 45-РЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чеченской Республики" в соответствии с положениями статьи 381.1. НК РФ внесены изменения в статью 3 Закона Чеченской Республики от 13 октября 2006 г. N 33-РЗ "О налоге на имущество организаций", предусматривающие освобождение от уплаты налога на имущество организаций - в отношении движимого имущества, принятого с января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми. Закон Чеченской Республики от 27 ноября 2017 г. N 45-РЗ вступил в силу с 1 января 2018 года (текст Закона опубликован на официальном сайте Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики в сети Internet (https://apchr.ru) 27 ноября 2017 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 28 ноября 2017 г., в газете "Вести Республики" от 29 ноября 2017 г. N 93). Предлагаемые проектом федерального закона изменения в пункт 1 статьи 381.1. НК РФ могут быть истолкованы так, что предоставленная законом Чеченской Республики налоговая льгота не может применяться, поскольку соответствующий закон принят в период до 1 января 2018 г. (27.11.2017 г.), что противоречит вступившему в силу закону Чеченской Республики. В целях исключения неоднозначного толкования положений проекта федерального закона считаем целесообразным сроки вступления в силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 указать в отдельной статье проекта федерального закона. Кроме того, 1. В тексте проекта федерального закона имеется опечатка - в словосочетании "дна Каспийского моря" ошибочно указано слово "дня" вместо слова "дна"; 2. В формулировке абзаца первого пункта 1 проекта федерального закона слова "в случае принятия закона соответствующего субъекта Российской Федерации" предлагаем заменить словами "в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации". |
||||||
23 |
Снижение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с установлением на федеральном уровне льгот по доходам региональных и местных бюджетов является важнейшей проблемой, в том числе и для Томской области. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 381.1 и главу 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) позволит решить данную проблему, а также даст возможность региональной и местным властям проводить более эффективную работу с собственной налоговой базой с учетом особенностей развития экономики регионов. Представленный законопроект для Томской области является актуальным в части установления преференций в отношении земельных участков и имущества организаций особой экономической зоны (далее - ОЭЗ). По данным налоговой отчетности N5-НИО и N5-МН за 2016 год сумма налогов, не поступившая в консолидированный бюджет Томской области в связи с предоставлением льгот, установленных статьями 381 и 395 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций ОЭЗ, составила около 87 млн. рублей. В частности, сумма налога на имущество организаций, не поступившая в областной бюджет Томской области в связи с предоставлением льгот категориям налогоплательщиков, обозначенным законопроектом, в 2016 году составила 86 710 тыс. руб., а сумма земельного налога, не поступившая в бюджеты муниципальных образований Томской области в связи с предоставлением льгот категориям налогоплательщиков, обозначенным законопроектом, в 2016 году составила 72 тыс. руб. При принятии законопроекта у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований появится возможность самостоятельного принятия решения о предоставлении льгот категориям налогоплательщиков, обозначенным законопроектом, что окажет непосредственное влияние на поступления налога на имущество организаций и земельного налога в соответствующие бюджеты. Наделение региональных и местных властей более широкими полномочиями по установлению дополнительных налоговых льгот, позволит органам власти субъектов РФ и местного самоуправления регулировать налоговую нагрузку на соответствующей территории без вмешательства со стороны Федерации. При этом, в случае если субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления не будет принято решение об установлении налоговых льготах, доходы региональных и местных бюджетов увеличатся. В случае принятия законопроекта при условии отсутствия на региональном или местном уровне льгот категориям налогоплательщиков, обозначенным законопроектом, создаются неравные условия осуществления деятельности для налогоплательщиков, заключивших договоры о ведении деятельности в особой экономической зоне, соглашения об управлении особой экономической зоной, до дня вступления в силу законопроекта и налогоплательщиков, начавших осуществлять аналогичную деятельность после вступления в силу законопроекта. Менее затратные и (или) более эффективные способы решения проблемы отсутствуют. Законопроектом предусмотрено вступление в силу с 1 января 2019 года, при этом предполагается сохранение льгот для налогоплательщиков, заключивших договоры о ведении деятельности в особой экономической зоне, соглашения об управлении особой экономической зоной, до дня вступления в силу законопроекта. Таким образом, вопрос вступления в силу законопроекта считаем в достаточной степени отрегулированным. |
||||||
24 |
Проблема снижения доходов региональных и местных бюджетов в связи с установленными на федеральном уровне льготам по региональным и местным налогам является актуальной. Потери консолидированного бюджета РБ за 2016 год составили 739,4 млн.рублей , в т.ч. по налогу на имущество организаций 685,3 млн.рублей, по земельному налогу 54,1 млн.рублей. Принятие данного проекта закона проблему выпадающих доходов не решит, т.к. субъекты РФ вынуждены будут так или иначе установить на своем уровне действующие и в настоящее время льготы организациям - резидентам особых экономических зон и свободной экономической зоны, прежде всего для сохранения самого статуса ОЭЗ с привлечением российских и зарубежных инвесторов, стимулирования экономического роста и наращивания экономического потенциала региона. Сомнительный эффект от расширения налоговых полномочий субъектов Российской Федерации. Увеличение налоговой нагрузки организаций - резидентов ОЭЗ Предлагаем предусмотреть компенсацию потерь субъектам РФ от установленных действующим законодательством в настоящее время на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам. В случае принятия рассматриваемого проекта закона и установление регионом льгот, также предусмотреть компенсацию выпадающих доходов из федерального бюджета для дальнейшего стимулирования экономического роста региона и страны в целом. |
||||||
25 |
Непонятно как применять налоговую льготу после принятия соответствующего закона субъекта РФ, учитывая, что льгота (согласно тексту законопроекта) действует с 01.01.2018 в случае принятия такого закона, если закон будет принят, например, в 2020 году без придания ему обратной силы на 2018 год. Предлагается ввести переходный период: применение нового регулирования (статьи 381.1 НК РФ) только к соответствующим объектам имущества, введенным в эксплуатацию после 01.01.2018. Одним из фундаментальных принципов налогообложения, закрепленных в ст. 5 НК РФ, является принцип определенности налогов и стабильности налоговой системы РФ. В частности, положения п. 3 и п. 5 указанной статьи запрещают произвольное установление и неопределенность налогов. Данные положения отражают тот факт, что необходимым условием устойчивого экономического развития является обеспечение стабильной для экономических агентов налоговой системы и предсказуемых фискальных условий. Согласно Разделу 3 Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, до 2020 г. будет проводится политика, направленная на создание предсказуемой и устойчивой среды, характеризующейся стабильными налоговыми условиями. Отсутствие переходного периода передачи льгот по налогу на имущество на региональный уровень нарушает принцип стабильности и предсказуемости налоговой системы. Ранее принятые инвестиционные решения учитывали ранее действовавший порядок применения налоговых льгот. Было бы справедливо применять новый порядок только к имуществу, приобретенному в новых налоговых условиях. Следует отметить, что в региональных бюджетах до 2017 года отсутствовали поступления налога на имущество по льготируемым объектам имущества, поэтому в случае введения предложенного переходного периода снижения поступлений не произойдет, дополнительные поступления будут от вновь вводимых объектов. |
-------------------------------------------
*(1) Сайт ФНС России https://www.nalog.ru.
*(2) Всего 16 субъектов Российской Федерации, в том числе Калужская, Липецкая и Московская области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, Карачаево-Черкесская и Чеченская Республики, Республики Крым и Татарстан, Самарская и Ульяновская области, Республика Бурятия, Алтайский край, Иркутская и Томская области.
*(3) Наибольший объем не поступивших в региональный бюджет налоговых доходов составил 335,6 млн рублей (Липецкая область), а наименьший объем - 0,018 млн рублей (Республика Бурятия).
*(4) Сайт ФНС России https://www.nalog.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.