Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237"
(подготовлен ФСБ России 28.04.2018 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237" (далее - проект указа) подготовлен в целях совершенствования порядка прохождения военной службы и приведения норм Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
1. Подпунктами 1 и 2 пункта 1 проекта указа в целях совершенствования порядка поступления на военную службу по контракту руководители федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, наделяются полномочиями по определению форм заявления и анкеты, а также требований к содержанию автобиографии, представляемых гражданами, поступающими на военную службу по контракту.
2. Подпунктом 3 пункта 1 проекта изменяется порядок заключения нового контракта с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в одном федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба, и обучающимся в военно-учебном заведении другого федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа.
Действующий порядок предусматривает, что с названной категорией военнослужащих (в отличие от обучающихся в ведомственных военно-учебных заведениях) новый контракт на период обучения и на пять лет (три года) военной службы после его окончания не заключается.
Вместе с тем на практике возникают ситуации, когда отдельные из указанных военнослужащих отказываются заключать новый контракт в период обучения или в течение пяти (трех) лет после его окончания и увольняются с военной службы по соответствующему основанию.
В этой связи проектом указа предлагается установить, что с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в одном федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба, и поступающими в военно-учебное заведение другого федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, новый контракт заключается с федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором он проходит военную службу, при зачислении в указанное учебное заведение, на период обучения и на пять лет (три года) военной службы после его окончания. При этом данный военнослужащий из списков личного состава федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором он проходит военную службу, не исключается.
3. Подпунктами 4 и 5 пункта 1 проекта указа определяется порядок освобождения (отстранения) военнослужащих от исполнения должностных (служебных) обязанностей.
Так, в настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено несколько случаев, когда государственные служащие, в том числе военнослужащие, могут быть освобождены (отстранены) от исполнения должностных или специальных обязанностей (к примеру, в соответствии со статьей 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - при регистрации в качестве доверенного лица кандидата на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления, в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" - при предотвращении или урегулировании конфликта интересов).
Между тем в Положении порядка освобождения (отстранения) военнослужащих от исполнения должностных (служебных) обязанностей не установлено, что создает затруднения в применении вышеуказанных норм на практике.
С учетом этого в проекте указа предлагается определить, что освобождение (отстранение) военнослужащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей оформляется приказом командира воинской части. При этом об освобождении (отстранении) военнослужащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей незамедлительно докладывается в установленном порядке командиру (начальнику), имеющему право назначения на данную воинскую должность.
4. В подпункте 6 проекта указа совершенствуется порядок предоставления военнослужащим дополнительных отпусков.
Так, согласно статье 29 Положения основные отпуска предоставляются военнослужащим в соответствии на основании приказа командира воинской части в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.
Вместе с тем в отношении дополнительных отпусков Положением не определено, что является основанием для их предоставления (за исключением отпуска по болезни и реабилитационного отпуска, для которых основанием является заключение военно-врачебной комиссии), а также в какое время года и с учетом каких обстоятельств они могут быть предоставлены.
В связи с этим проектом указа предлагается установить, что дополнительные отпуска (за исключением отпуска по болезни и реабилитационного отпуска) предоставляются военнослужащим по рапорту на основании приказа командира воинской части в любое время года с учетом необходимости обеспечения боевой готовности воинской части.
5. Подпунктом 7 пункта 1 проекта указа из пункта 27 статьи 34 Положения исключается порядок увольнения военнослужащих, осужденных к ограничению свободы, поскольку в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации данный вид наказания военнослужащим не назначается.
Проект указа затрагивает интересы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.
Реализация проекта указа не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.