Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509"
(подготовлен Минэнерго России от 11.08.2017)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 294).
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. МЕДВЕДЕВ |
Утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации
от " " _________ 2018 г. N ___
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509
Дополнить пункт 1 Ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 294), подпунктом "г" следующего содержания:
"г) к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", с учетом коэффициентов, установленных подпунктом "а" настоящего пункта, за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, для водопользователей, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей для целей производства электрической энергии тепловыми и атомными электрическими станциями с прямоточными системами технического водоснабжения применяется коэффициент 0,3.".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509"
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509" (далее - проект постановления) подготовлен с целью обеспечения приемлемого уровня конкурентоспособности тепловых электростанций и атомных электростанций (далее - ТЭС и АЭС, соответственно), оборудованных прямоточными системами технического водоснабжения, на рынках электрической энергии (мощности).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", начиная с 2015 года ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", ежегодно увеличиваются на 15% и к 2025 году вырастут в 4,65 раза от уровня 2014 года.
На 01.01.2017 установленная электрическая мощность Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) составила 236,3 ГВт, в том числе установленная электрическая мощность тепловых электростанций (далее - ТЭС) 160,24 ГВт (68 %), установленная электрическая мощность атомных электростанций (далее - АЭС) - 27,93 ГВт (12 %).
Использование воды является необходимым условием работы ТЭС и АЭС. По способу и объемам водопользования они могут быть разделены на две группы: электростанции с прямоточными системами технического водоснабжения и электростанции оборотными (оборотно-повторными) системами технического водоснабжения.
Прямоточные системы технического водоснабжения используют порядка 83 ТЭС с общей установленной электрической мощностью 43,76 ГВт и 2 АЭС мощностью 5,76 ГВт. Их доля в общей установленной мощности ТЭС и АЭС ЕЭС России составляет 26,3 %.
В соответствии с данными отраслевой отчетности, электроэнергетический сектор в целом ежегодно использует на собственные нужды около 24,1 млрд м3 воды из поверхностных водных объектов, в том числе 21,7 млрд м3 (90 %) используется ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения.
При этом способ потребления воды и воздействие на водные объекты ТЭС и АЭС с прямоточными и оборотными системами технического водоснабжения существенно различаются: прямоточные системы технического водоснабжения используют воду исключительно для отведения низкопотенциального избыточного тепла, при этом используемая вода не загрязняется, не изымается из водных объектов и при возврате в водные объекты относится к категории нормативно чистой воды без очистки. В свою очередь оборотные системы технического водоснабжения испаряют основной объем забранной воды, а некоторую часть отводят в водные объекты в основном в виде загрязненных сточных вод. Тем не менее, учет данных различий при исчислении платы за водопользование законодательством не предусмотрен.
Таким образом, электростанции с прямоточными системами технического водоснабжения, установленная электрическая мощность которых составляет 21 % всей установленной электрической мощности ЕЭС России, потребляют около 90% свежей воды, используемой электроэнергетическим сектором. Соответствующим образом распределяется и плата за пользование водными ресурсами, уплачиваемая хозяйствующими субъектами электроэнергетической отрасли в федеральный бюджет: на 21 % электростанций приходится около 90 % платы, на 79 % электростанций - 10 % платы.
В то же время ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения фактического изъятия воды из водных объектов не производят, поскольку забранная вода возвращается в тот же водный объект с неизменным химическим составом в непосредственной близости от места забора воды. Используя для охлаждения конденсаторов объемы воды, тут же возвращаемой в тот же водный объект, из которого она была забрана, ТЭС и АЭС вынуждены оплачивать всю потребленную воду как изъятую из водного объекта безвозвратно. Это приводит к еще большей ценовой дискриминации тепловых и атомных электростанций и повышению цен на электрическую и тепловую энергию.
Проводимая ежегодная индексация ставок платы за водопользование на 15% приводит к тому, что для ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения повышается инвестиционная привлекательность проектов замены прямоточных систем технического водоснабжения на оборотные системы технического водоснабжения. К 2025 году срок окупаемости проектов замены прямоточных систем технического водоснабжения на оборотные системы технического водоснабжения составит порядка 4-6 лет в зависимости от величины ставок платы, различающихся по регионам, а также типа замещающей оборотной системы технического водоснабжения. Оценка суммарных затрат на реализацию проектов по замене прямоточных систем технического водоснабжения на оборотные системы технического водоснабжения на ТЭС и АЭС составляет около 112 млрд руб.
В результате реализации тепловыми и атомными электрическими станциями реконструкции систем технического водоснабжения прогнозируется ряд негативных экономических последствий:
- объемы забора воды хозяйствующими субъектами электроэнергетики, осуществившим реконструкцию систем технического водоснабжения путем перевода прямоточных систем технического водоснабжения на оборотные системы технического водоснабжения, существенно снизится. Например, в случае, если к 2025 году будут реконструированы все прямоточные системы технического водоснабжения, -
сумма платы за пользование водными объектами, а, соответственно, и объем поступлений в федеральный бюджет, снизится с 8,1 млрд руб. в 2016 году до 4,29 млрд руб. в 2025 году;
- затраты хозяйствующих субъектов электроэнергетики на перевод ТЭС с прямоточных систем технического водоснабжения на оборотные системы технического водоснабжения приведут к росту цен (тарифов) на электрическую энергию и тепловую энергию. В настоящее время доля платы за водопользование в себестоимости производимой электрической и тепловой энергии для ТЭС с прямоточными системами технического водоснабжения составляет около 2,1 %, к 2025 году прогнозируется рост до 4,8 %. Вместе с тем наибольшая финансовая нагрузка придется на крупные конденсационные электрические станции (далее - КЭС). Для некоторых КЭС значение этого показателя достигнет 7-10 % (Гусиноозерская ГРЭС, Ириклинская ГРЭС, Костромская ГРЭС, Ставропольская ГРЭС, Пермская ГРЭС, Новочеркасская ГРЭС и др.) при среднем значении 5,7 %.
Учитывая, что указанные КЭС являются крупнейшими поставщиками электрической энергии (в 2016 году выработка электрической энергии составила: Костромская ГРЭС - 14,3 млрд кВт*ч; Ириклинская ГРЭС - 6,75 млрд кВт*ч; Пермская ГРЭС - 9,78 млрд кВт*ч; Ставропольская ГРЭС - 9,9 млрд кВт*ч) в первой ценовой зоне оптового рынка электрической энергии (мощности) - столь существенное повышение доли затрат на водопользование приведет к ускорению роста цены на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к ним потребителям (регулируемые договора) и росту цены электрической энергии на рынке на сутки вперед. Отмечаем, что доля только указанных ТЭС в общем объеме продаж электрической энергии в первой ценовой зоне составляет более 5 %.
Комплексный сравнительный анализ применяемых систем технического водоснабжения тепловых и атомных электрических станций показывает, что прямоточные системы технического водоснабжения имеют ряд преимуществ в области энергоэффективности, экологии и экономической эффективности по сравнению с прочими типами систем технического водоснабжения (оборотными системами технического водоснабжения с градирнями с естественной или механической тягой, гибридными системами технического водоснабжения, воздушными конденсаторами).
Отмечаются следующие преимущества прямоточных систем технического водоснабжения по сравнению с другими типами систем охлаждения:
- наиболее важной характеристикой системы охлаждения является минимальная температура охлаждения оборудования. От данной температуры существенно зависит общая энергоэффективность производственного процесса, - КПД ТЭС с прямоточными системами охлаждения в среднем на 1,5% выше, чем при использовании оборотных систем. В связи с этим ТЭС с прямоточными системами охлаждения потребляют меньшее количество топлива для производства единицы электрической и тепловой энергии, и, соответственно, имеют меньший объем выбросов в окружающую среду парниковых газов и загрязняющих веществ, а также наименьшее потребление электроэнергии на собственные нужды системы охлаждения (в 1,5-2,2 раза ниже, чем другие типы систем);
- в 1,5-2 раза меньший уровень безвозвратного потребления (изъятия) воды из водных объектов, чем у оборотных систем с градирнями. При использовании прямоточной системы технического водоснабжения не происходит существенного расходования (изъятия) ресурсов водного объекта, так как после использования в технологическом цикле охлаждения электростанции практически вся забранная вода (потери составляют 0,5-1,0 %) возвращается в водный объект без изменения ее гидрохимических и экологических характеристик;
- отсутствие сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, связанных с эксплуатацией прямоточной системой технического водоснабжения;
- наиболее низкий уровень инвестиционных и эксплуатационных затрат. Капитальные вложения в оборотные системы технического водоснабжения оцениваются в 1,4-1,75 раза выше стоимости прямоточных систем технического водоснабжения, эксплуатационные расходы - выше в 2-2,8 раза.
Проектом постановления предлагается снижение ставок платы для ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения до 30% от действующих ставок платы, без инвестиционных вложений на модернизацию системы технического водоснабжения из прямоточной в оборотную, и, таким образом, не окажет влияния на повышение тарифов для потребителей электроэнергии. При этом прогнозируется, что объемы водопользования сохранятся на существующем уровне и, несмотря на снижение ставок платы для ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения, общая сумма платы за водопользование от электроэнергетической отрасли будет расти за счет индексации ставок.
Дополнительно стоит отметить, что прямоточные системы технического водоснабжения отнесены к наилучшим доступным технологиям в соответствии с Информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 20-2016 "Промышленные системы охлаждения", утвержденным приказом Росстандарта от 15.12.2016 N 1882.
Проектом постановления дополняется пункт 1 Ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", подпунктом "г", в соответствии с которым к ставкам платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, находящихся в федеральной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", для водопользователей, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из этих водных объектов или их частей для целей производства электрической энергии тепловыми и атомными электрическими станциями с прямоточными системами технического водоснабжения применяется коэффициент 0,3.
Проект акта соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.