Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) туристско-рекреационных особых экономических зон Северо-Кавказского федерального округа и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкавказом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно пункту 5.1 сводного отчета целью проекта акта является установление обязательных для исполнения требований к антитеррористической защищенности комплексов технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, находящихся в туристско-рекреационных особых экономических зонах Северо-Кавказского федерального округа, подготовленных в соответствии с Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" (далее - Постановление N 1244).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 16 февраля 2018 года по 20 марта 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/01-18/00077814).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета по проекту акта Минэкономразвития России обращает внимание на следующие замечания.
1. Сфера регулирования проекта требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) туристско-рекреационных особых экономических зон Северо-Кавказского федерального округа, разработанного Минкавказом России, пересекается со сферой регулирования проекта требований к антитеррористической защищенности объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, разработанного Минкультуры России (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов туристской индустрии).
Положением подпункта "г" пункта 2 проектируемых Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) туристско-рекреационных особых экономических зон Северо-Кавказского федерального округа и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий) (далее - Требования) устанавливается, что Требования не распространяются на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации. Вместе с тем при первоочередном утверждении проектируемых требований и последующему утверждению Требований к антитеррористической защищенности объектов туристской индустрии может возникнуть риск установления разрозненных и/или избыточных дублирующих требований по антитеррористической защищенности к одним и тем же объектам (территориям), а также требований в части разработки паспортов безопасности и контрольно-надзорных мероприятий.
Так, в соответствии с положениями пункта 1 Требований указанные требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности следующих объектов (территорий), находящихся в туристско-рекреационных особых экономических зонах Северо-Кавказского федерального округа (далее - объекты (территории):
- административные здания и многофункциональные центры;
- пассажирские подвесные канатные дороги (подъемники);
- горнолыжные трассы;
- системы искусственного снегообразования;
- детские горнолыжные городки и трассы для тюбинга;
- специально подготовленные горные тропы (терренкур).
Таким образом, проектом акта устанавливаются требования к широкому кругу объектов туристско-рекреационных особых экономических зон, а также к административным зданиям и многофункциональным центрам.
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1244, предусматривается положение, согласно которому разработка требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране полицией).
В соответствии с пунктом 4.2.7(1) Положения о Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 549 "О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Минкавказ России наделен полномочием по управлению особыми экономическими зонами на территории Северо-Кавказского федерального округа в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" понятие "особая экономическая зона" определено как часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. При этом согласно части 2.1. статьи 10 указанного закона под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Вместе с тем Минкультуры России в сфере своей компетенции*(1) разработан проект Требований к антитеррористической защищенности объектов туристской индустрии. В соответствии с редакцией указанного проекта, направленного в Минэкономразвития России в целях проведения оценки регулирующего воздействия*(2), требования к антитеррористической защищенности объектов туристской индустрии устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества туристской индустрии, включая гостиницы и иные средства размещения, а также открытых пространственно-ландшафтных сооружений туристской индустрии, имеющих пространственно-территориальные границы, разметку и поверхность, не имеющих замкнутого периметра, несущих стен и крыш, защищающих от атмосферных осадков туристов (экскурсантов), включая горнолыжные трассы и пляжи, (далее - объекты туризма) проведение категорирования объектов туризма, осуществление контроля за выполнением требований и разработку паспорта безопасности объекта туризма.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о пересечении сфер регулирования проекта акта, разработанного Минкавказом России и проекта Требований к антитеррористической защищенности объектов туристской индустрии, разработанного Минкультуры России.
Таким образом, утверждение устанавливаемых проектом акта Требований в отношении объектов (территорий) туристско-рекреационных особых экономических зон Северо-Кавказского федерального округа полагаем нецелесообразным, ввиду распространения аналогичных Требований к антитеррористической защищенности объектов туристской индустрии на объекты (территории) одной и той же сферы регулирования.
Учитывая изложенное, представляется необходимым доработать редакцию проекта акта в части пересмотра круга объектов, попадающих в сферу его регулирования, определив, что к ним относятся объекты (территории), правообладателями которых является Минкавказ России.
2. Пунктом 4 проекта акта определяется лицо, ответственное за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории), при этом не представляется возможным однозначно определить какое конкретно лицо имеется в виду.
Так, в соответствии с проектируемым регулированием ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) возлагается на должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) или уполномоченное им лицо.
Вместе с тем остается не ясным, о каком должностном лице из иерархии должностей идет речь (начальник / заместитель директора / директор / глава / правообладатель и т.п.), а также имеет ли значение сфера его деятельности.
Учитывая изложенное, считаем необходимым определить конкретное должностное лицо, ответственное за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории).
3. Пунктом 8 проекта акта устанавливается состав комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории), необходимость включения некоторых представителей в состав комиссии требует обоснования.
К работе комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
Вместе с тем остается не ясным, о каких специализированных организациях идет речь - той, что проектировала объект, той, с которой заключен договор на техническое обслуживание либо любых организаций из сферы проектирования и эксплуатации технологических систем. Также требует пояснения, какими нормативными правовыми актами установлены требования, на выполнение которых направлено проведение такой экспертизы, а также какие организации имеют право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий), в виду того, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено проведение вышеуказанной экспертизы, а также порядка аккредитации организаций на проведение экспертизы безопасности объектов (территорий).
Таким образом, полагаем целесообразным исключить вышеуказанное положение из редакции проекта акта либо конкретизировать соответствующее положение.
4. Разделом III проекта акта (п.17) устанавливается перечень мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), соблюдение которых применительно к такому объекту как территории представляется невозможным и/или неэффективным, например, в части инженерно-технического оснащения открытых территорий, местностей таких, как горные тропы и трассы.
Так, оборудование горных троп и трасс контрольно-пропускными пунктами и иными заградительными сооружениями, оборудование системами охранной и тревожной сигнализации, организация их физической защиты, ограждение периметра представляются в ряде случаев невозможными либо необоснованно дорогостоящими.
Таким образом, полагаем необходимым указать, что соблюдение указанных мер антитеррористической защищенности обязательно при условии, что актом обследования и категорирования объекта (территории) установлена техническая возможность по установке вышеуказанного оборудования на открытых территориях.
5. Абзацем 6 подпункта "а" пункта 16 Требований устанавливаются положение, затрагивающее вопросы законодательства в сфере пожарной безопасности в части оборудования зданий техническими системами пожарной сигнализации.
Полагаем, что указанное регулирование не относится к сфере регулирования проекта акта и предусмотрено законодательством в соответствующей сфере.
Учитывая изложенное, шестой абзац подпункта "а" пункта 16 Требований подлежит исключению из редакции проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации"
*(2) Письмо Минкультуры России от 21 октября 2016 г. N 17198-01-49-АМ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.