Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 214 "Об утверждении перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования основанием отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов" (далее соответственно - проект акта, Приказ N 214, Перечень критериев), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 11 апреля 2018 года по 3 мая 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/04-18/00079888).
Приказом N 214 закреплены положения в части права перевозчика отказать в приеме порожнего вагона к перевозке при превышении объема перевозки вагонов (количества вагонов) пропускным способностям участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по маршруту следования вагонов в случае, если текущая информация об организациях пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перерабатывающих способностей станций размещена на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Проектом акта предусмотрено продление действия пункта 8 Перечня критериев, который действовал до 1 января 2018 года, до 1 июля 2019 года. Целью предлагаемого регулирования является повышение пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются операторы железнодорожного подвижного состава, иные владельцы железнодорожного подвижного состава и контейнеров, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также перевозчики.
По мнению разработчика, предлагаемое регулирование позволит оперативно реагировать на текущую эксплуатационную обстановку на сети железных дорог с помощью информирования участников перевозочного процесса о возникающих ограничениях путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Ранее Минтранс России направлял на оценку регулирующего воздействия проект приказа "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2015 года N 214 "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования основанием отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов", предусматривающий продление действия пункта 8 Перечня критериев до 1 января 2018 года.
По результатам оценки регулирующего воздействия подготовлено заключение от 2 ноября 2017 г. N 31265-СШ/Д26и (далее - Заключение на редакцию 1), в котором сделан вывод о том, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью предлагаемого регулирования не обоснованы, а также выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
По результатам проработки замечаний к проекту акта, содержащихся в указанном заключении, Минтрансом России дано поручение Росжелдору до 1 декабря 2017 г. провести совместно с СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" и ОАО "РЖД" работу по формированию акта, устанавливающего состав сведений и порядок размещения Росжелдором на его официальном сайте информации в соответствии с пунктом 8 Приказа N 214 (далее - акт Росжелдора).
Кроме того в соответствии с протоколом согласительного совещания (далее - Протокол), направленным Минтрансом России письмом от 4 декабря 2017 г. N АЛ-22/17811 и подписанным Минэкономразвития России (письмо от 7 декабря 2017 г. N 35101-СШ/Д26и), были приняты следующие решения:
1. В срок до 1 декабря 2017 года представить в Минэкономразвития России в порядке информирования проект акта, устанавливающего состав сведений и порядок размещения Росжелдором на его официальном сайте информации во исполнение пункта 8 приказа Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214.
2. В срок до 1 января 2018 года представить в Минэкономразвития России результаты применения акта, устанавливающего состав сведений и порядок размещения Росжелдором на его официальном сайте информации во исполнение пункта 8 приказа Минтранса России от 7 июля 2015 г. N 214.
Обращаем внимание, что в Минэкономразвития России указанная информация до настоящего времени не поступала. Кроме того, нормативный правовой акт, устанавливающий обязанность представлять или публиковать в открытых источниках информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в настоящее время не утвержден. Таким образом, достигнутые договоренности, закрепленные в Протоколе, со стороны Минтранса России не были выполнены.
Минэкономразвития России концептуально поддерживает целесообразность регулирования, предусмотренного пунктом 8 Перечня критериев. Однако замечания к первоначальной редакции проекта акта в отношении необходимости определения сроков размещения и состава размещаемой в открытых источниках информации об ограничениях пропускной способности или перерабатывающих способностях станций назначения в рассматриваемой редакции проекта акта не разрешена. В этой связи замечания, указанные в Заключении на редакцию 1, не урегулированы, а именно:
1. Перечень критериев содержит исчерпывающий список оснований для отклонения запросов-уведомлений на перевозку порожнего грузового вагона.
В соответствии с проектируемым пунктом 8 Перечня критериев в качестве одного из критериев для отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона установлено не превышение объема перевозки вагонов (количества вагонов) по запросу-уведомлению пропускным способностям участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по маршруту следования вагонов в случае, если текущая информация об ограничениях пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перерабатывающих способностей станций назначения размещена на официальном сайте Росжелдора. На указанном сайте размещается информация о виде ремонта, его месте, сроках и периодичности предоставления "окон" и ежесуточном уменьшении размеров движения грузовых поездов в период ремонта инфраструктуры.
Вместе с тем в АС ЭТРАН*(1) указанная информация дополняется наименованием тарифной станции, её кодом, типом, номером подъездного пути, кратчайшим расстоянием, кодом колеи.
В соответствии с информацией, представленной субъектами предпринимательской деятельности, в настоящее время использование системы информирования участников перевозочного процесса на практике является затруднительным, что обусловлено следующим:
- информация размещается на официальном сайте Росжелдора с невысокой периодичностью обновления (один раз в месяц);
- размещаемая информация не позволяет однозначно идентифицировать соответствие указанного участка (перегона), на котором введено ограничение, станциям (перегонам), движение на которых ограничено или прекращено;
- указанное на сайте Росжелдора количество часов ограничения движения не привязано ко времени суток.
Таким образом, состав размещаемой на сайте Росжелдора информации и частота ее актуализации не позволяют участникам перевозочного процесса полноценно использовать ее при оформлении запросов-уведомлений.
Требования пункта 8 Перечня критериев установлены в качестве временных и начиная с 2015 года ежегодно продлевались Минтрансом России сроком на один год.
Дополнительно следует отметить, что с 1 января 2018 г. действие требований пункта 8 Перечня критериев не было продлено. Однако в соответствии с информацией, представленной субъектами предпринимательской деятельности, за три месяца 2018 года в системе АС ЭТРАН было отказано в согласовании порядка 18 тысяч запросов-уведомлений, т.е. порядка 200 запросов-уведомлений в день.
Отсутствие актуальной и применимой с практической точки зрения информации приводит к увеличению продолжительности простоя вагонов в ожидании оформления перевозочных документов, тем самым увеличивая их оборот. При этом в условиях вынужденного простоя груженого подвижного состава в ожидании подачи снижается эффективность эксплуатационной работы станции, увеличивается занятость инфраструктуры и маневровой работы с прибывающими вагонами.
Учитывая, что средняя доходность на вагон составляет в среднем 1200 руб./сутки*(2), недополученная прибыль от незадействованных в перевозочном процессе вагонов в связи с ожиданием в согласовании запроса-уведомления на их перевозку составила порядка 7,2 млн. руб. за 3 месяца 2018 года.
Кроме того, следует обратить внимание на возможность применения административных санкций за нарушение сроков доставки груза в случае их указания в договоре перевозки.
Таким образом, в целях сокращения продолжительности простоя вагонов на железнодорожных путях общего пользования, подтверждаем необходимость выполнения решений, предусмотренных Протоколом.
2. Дополнительно отмечаем, что в соответствие с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. При этом к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относится информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий. Таким образом, субъекты естественной монополии обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о пропускных способностях участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Особенности сведений, публикуемых субъектами естественных монополий, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 393 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Стандарты раскрытия информации). Пунктом 16 установлен перечень сведений, публикуемых субъектами естественных монополий в рамках раскрытия информации о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым работам (услугам). Обращаем внимание, что на официальном сайте ОАО "РЖД" с апреля 2018 года публикуется информация о закрытии железнодорожных путей общего пользования в соответствии с директивным планом-графиком производства ремонтно-путевых работ, однако отсутствует оперативная информация по незапланированным ограничениям пропускной и провозной способности. Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Стандартов раскрытия информации изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию на официальном сайте в течение 5 дней со дня принятия решения о внесении изменений, а не 1 раз в месяц.
В связи с вышеуказанным считаем целесообразным Минтрансу России дополнить пункт 16 Стандартов раскрытия информации нормой о сведениях, которые должны публиковаться субъектами естественных монополий в части пропускной способности участков инфраструктуры, а также проработать вопрос об установлении порядка и сроков предоставления и актуализации такой информации.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом решения, не обоснованы;
- в проекте решения выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) АС ЭТРАН - автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО "РЖД" по территории Российской Федерации.
*(2) Для полувагонов к концу года https://www.uniwagon.com/multimedia/expert/obzor-zheleznodorozhnogo-rynka -rf-v-avguste-sentyabre-2017-g/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.