Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)"
(подготовлен Минсельхозом России 08.06.2018 г.)
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине растений" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 69 "Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре" признать утратившим силу.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
Утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации
от _________ 2018 г. N
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) (далее - государственный контроль (надзор).
2. Государственный контроль (надзор) направлен на обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов, соблюдение карантинных фитосанитарных требований стран-импортеров и осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений.
3. Государственный контроль (надзор) осуществляют следующие органы государственного контроля (надзора):
а) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами (далее - орган государственного контроля (надзора):
1) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, за транспортными средствами, которыми осуществляется ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции;
2) в иных местах, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оборудованы пункты карантина растений, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, за подкарантинной продукцией при ее обороте на территории Российской Федерации;
3) в местах хранения и переработки подкарантинной продукции за подкарантинными объектами;
4) в указанных в подпунктах 1-3 настоящего пункта местах за выполнением гражданами, юридическими лицами работ, связанных с подкарантинной продукцией или подкарантинными объектами.
б) таможенные органы:
1) в специализированных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации - в части проведения проверки документов, представляемых в отношении подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых с таможенной территории Таможенного союза;
2) в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, государственный контроль (надзор) в отношении подкарантинной продукции осуществляется в полном объеме действий.
4. Органы государственного надзора при проведении проверок могут проводить фитосанитарные экспертизы, обследования, расследования, исследования, испытания и другие мероприятия по контролю, в том числе с привлечением уполномоченных и подведомственных ему организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного контроля (надзора).
5. Организацию государственного контроля (надзора) осуществляют:
а) руководитель Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) заместители руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);
в) руководители структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);
г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);
д) руководители территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
е) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);
ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора);
з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного контроля (надзора).
и) руководитель Федеральной таможенной службой, руководители территориальных органов.
6. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), при проведении проверок пользуются Федеральным законом "О карантине растений", соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу карантинному фитосанитарному состоянию территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Государственный надзор включает в себя:
а) организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и предписаний должностных лиц органа государственного надзора, в том числе на подкарантинных объектах, а также при хранении, перевозке, транспортировке, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции;
б) осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. N 792 "О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации";
в) организацию и проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;
г) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.
8. Предметом проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) являются выполнение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
9. При проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами, указанными в пункте 5 настоящего Положения, используются проверочные листы (списки контрольных вопросов).
10. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются вопросы, затрагивающие обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
11. Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.".
12. В целях применения при осуществлении государственного контроля (надзора) риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты и (или) осуществляющих производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции (далее, в том числе в приложении - объекты государственного контроля (надзора)) подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
13. Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к категории риска, в том числе изменение ранее присвоенного объекту государственного контроля (надзора) категории риска, осуществляется решением руководителя (заместителем руководителя) территориального органа федерального Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту нахождения объекта государственного контроля (надзора) в соответствии с критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска согласно приложению 1 к настоящему положению.
14. При отсутствии решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска объект государственного контроля (надзора) считается отнесенным к категории низкого риска.
15. Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории значительного риска - один раз в три года.
В отношении объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:
государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
16. Орган государственного контроля (надзора) ведет перечень объектов государственного контроля (надзора), которым присвоены категории риска (далее - перечень). Включение в перечень осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц, указанных в пункте 14 настоящего Положения (далее - решение об отнесении к категории риска).
17. Перечень содержит следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) индивидуальный номер налогоплательщика;
г) место нахождения объектов государственного контроля (надзора);
д) реквизиты решения об отнесении к категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска.
18. Орган государственного контроля (надзора) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживает в актуальном состоянии следующую информацию из перечня в отношении объектов государственного контроля (надзора) которым присвоена категория значительного риска:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) индивидуальный номер налогоплательщика;
г) место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя;
д) указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении к категории риска.
19. Размещение информации, указанной в пункте 19 настоящего Положения, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
20. По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя, деятельности и (или) подкарантинным объектам которых присвоены категории риска, орган государственного контроля (надзора) в установленном Правилами порядке предоставляет им информацию о присвоенной их деятельности и (или) подкарантинному объекту категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) производственного объекта к определенной категории риска.
21. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, деятельности и (или) подкарантинным объектам которых присвоены категории риска, вправе подать в установленном Правилами порядке в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.
22. Для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
23. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе при проведении проверок соблюдения гражданами обязательных требований, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
24. Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
25. Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Положению о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)
КРИТЕРИИ
отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска
1. Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска осуществляется в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего приложения.
В настоящем приложении используются основные понятия, определенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений".
2. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям риска в соответствии с таблицей.
N строки |
Показатели объектов государственного контроля (надзора) |
Категория риска |
1. |
Деятельность по выращиванию семенного и посадочного материала, осуществляемая не в карантинной фитосанитарной зоне |
значительный риск |
2. |
Подкарантинные объекты, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности |
|
3. |
Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих карантинное фитосанитарное обеззараживание |
|
4. |
Деятельность по хранению зерна |
|
5. |
Отсутствие показателей, предусмотренных строками 1-4 таблицы |
низкий риск |
3. С учетом вероятности нарушения обязательных требований объекты государственного контроля (надзора), подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2 настоящего приложения к категориям:
3.1. низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного риска при наличии в течение 3-х лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории риска, одного из следующих оснований:
3.1.1. не менее двух вступивших в законную силу постановлений (решений) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (за исключением предупреждения) при условии, что административное наказание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю назначено Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориальным органом или судом по инициативе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориального органа за совершение административных правонарушений, связанных с:
а) нарушением правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) нарушением порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ответственность за которое предусмотрена статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) нарушением правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ответственность за которое предусмотрена статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3.1.2. не менее одного вступившего в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания при условии, что административное наказание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю назначено судом по инициативе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориального органа за совершение административных правонарушений, связанных с:
а) воспрепятствованием законной деятельности должностного лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориального органа по проведению проверок или уклонение от таких проверок, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) невыполнением в срок законного предписания об устранении нарушений законодательства в сфере карантина растений, вынесенного должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориального органа, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) непринятием по представлению должностного лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, его территориального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении в сфере карантина растений, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3.2. значительного риска, подлежат отнесению к категории низкого риска при отсутствии в течение 3-х лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории риска, вступившего в силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (за исключением предупреждения) по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, перечисленным в п.3.1.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен проект Положения о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре). Цель - реализация риск-ориентированного подхода.
Так, предложены критерии отнесения деятельности субъектов, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или занимаются производством (в т. ч. переработкой), ввозом в Россию, вывозом из нее, хранением, перевозкой и реализацией подкарантинной продукции, и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или классу (категории) опасности.
Предполагается, что при проведении плановой проверки будут использоваться проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Положение о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре предлагается признать утратившим силу.