Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 05.06.2018 г.)
1. Общие характеристики проекта правового акта.
Минтрансом России подготовлен проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - проект федерального закона).
Проект федерального закона разработан Минтрансом России во исполнение решений, принятых на заседании Координационного совета по законотворческой деятельности Минтранса России.
2. Описание проблемы, на решение которой направлено обсуждение вопроса. Основание предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
В соответствии с частью 1 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением является "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба". Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Транспортные происшествия, не связанные с причинением вреда жизни и/или здоровью граждан, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев подпадают под действие указанной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, так как размер причиненного ущерба превышает сумму 1 млн. рублей, исходя из дороговизны перевозимых грузов, капиталоемкости ремонтно-восстановительных работ поврежденной транспортной инфраструктуры, а также цен на ремонтные материалы и запасные части.
Таким образом, каждый работник организации, занятый в непосредственном управлении транспортным средством (пилот, машинист, капитан судна, старший помощник капитана и т.д.), и не только (например, лица, осуществляющие техническое обслуживание транспорта, организацию его движения и т.д.) потенциально находится под угрозой привлечения к уголовной ответственности за неумышленное нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, повлекшее причинение крупного ущерба, что существенно понижает привлекательность соответствующих профессий.
Анализ произошедших происшествий показывает, что риски ответственности перевозчика за причинение вреда имуществу третьих лиц вследствие транспортных происшествий в большинстве случаев застрахованы в соответствии с международными требованиями или требованиями законодательства Российской Федерации.
Следует отметить, что схожая по правовому регулированию статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за совершенное по неосторожности нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством), не рассматривает в качестве квалифицирующего признака причинение крупного ущерба.
Представляется, что размер понесенного ущерба не может рассматриваться как квалифицирующий признак по однородным преступлениям.
Статистика, предоставленная следственными органами Российской Федерации, по возбужденным уголовным делам за преступления, предусмотренные частью 1 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации за период с сентября 2010 года по январь 2017 года, также свидетельствует о незначительном количестве возбужденных дел в связи с причинением крупного ущерба.
|
Всего |
в том числе: |
||||||
в связи причинением вреда жизни и здоровью |
в связи с причинением имущественного ущерба |
|||||||
связанного с действием или бездействием |
связанного с отказом лица от исполнения своих трудовых обязанностей |
связанного с действием или бездействием |
связанного с отказом лица от исполнения своих трудовых обязанностей |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
по ч.1 ст.263 УК РФ |
Возбуждено уголовных дел |
1 |
221 |
89 |
|
132 |
|
|
Направлено уголовных дел в суд |
2 |
124 |
43 |
|
81 |
|
||
Прекращено уголовных дел |
по реабилитирующим основаниям |
3 |
32 |
13 |
|
19 |
|
|
по нереабилитирующим основаниям |
4 |
42 |
18 |
|
24 |
|
||
по ч.2 ст.263 УК РФ |
Возбуждено уголовных дел |
5 |
165 |
165 |
|
|
||
Направлено уголовных дел в суд |
6 |
48 |
48 |
|
||||
Прекращено уголовных дел |
по реабилитирующим основаниям |
7 |
37 |
37 |
|
|||
по нереабилитирующим основаниям |
8 |
62 |
62 |
|
||||
по ч.3 ст.263 УК РФ |
Возбуждено уголовных дел |
9 |
123 |
123 |
|
|||
Направлено уголовных дел в суд |
10 |
28 |
28 |
|
||||
Прекращено уголовных дел |
по реабилитирующим основаниям |
11 |
14 |
14 |
|
|||
по нереабилитирующим основаниям |
12 |
55 |
55 |
|
Таким образом, проектом федерального закона предлагается декриминализировать преступление в виде нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба.
Выведение данного деяния из сферы действия уголовного закона не повлечет нарушения принципов справедливости, соразмерности и неотвратимости наказания, поскольку достаточные меры ответственности предусмотрены также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, например, статьи часть 6 статьи 11.1, часть 5 статьи 11.3, статьи 11.5, 11.6, 11.7, 11.11, 11.14.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Внесение предлагаемых изменений создаст условия для выведения из-под действия сферы уголовной ответственности работников транспортного комплекса, занятых в непосредственном управлении транспортным средством и не только, что будет способствовать повышению привлекательности "транспортных" профессий.
4. Оценка регулирующего воздействия.
Проект федерального закона не регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства, в области закупок товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также в области применения мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в указанных сферах, и оценке регулирующего воздействия не подлежит.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
6. Финансовое обеспечение законопроекта
Реализация федерального закона не повлечет выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.