Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности легкорельсового транспорта, трамваев" (далее - проект акта, проект технического регламента), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/project#npa=64495.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 24 апреля по 5 июля 2017 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 44 правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 8 мая по 24 мая 2018 года. В ходе публичных консультаций был получен отзыв от ОАО "Коломенский завод", не содержащий замечаний и предложений по проекту акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 2 проекта технического регламента установлено, что технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза и предназначенные для эксплуатации на маршрутах, оборудованных рельсовыми путями, легкорельсовые транспортные средства, трамваи и их компоненты по перечням согласно приложениям 1 - 3 к техническому регламенту. При этом проектом технического регламента указывается, что действие технического регламента не распространяется на легкорельсовые транспортные средства, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет.
Принимая во внимание то, что проект технического регламента распространяется только на выпускаемые в обращение транспортные средства и не распространяется на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, уточнение о нераспространении технического регламента на определенные транспортные средства может привести к двоякому толкованию объектов, на которые распространяется технический регламент.
В этой связи считаем целесообразным исключить норму о нераспространении проекта технического регламента на легкорельсовые транспортные средства, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет.
2. Пунктом 103 проекта технического регламента указывается, что в случае отсутствия аккредитованной испытательной лаборатории (центра) допускается проведение испытаний в целях сертификации испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными только на техническую компетентность. Такие испытания проводятся под контролем представителей органа по сертификации. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией (центром), аккредитованной только на техническую компетентность, обеспечивает орган по сертификации, поручивший указанной испытательной лаборатории (центру) их проведение.
Отмечаем, что, по информации Минэкономразвития России, в настоящее время испытательные лаборатории (центры), аккредитованные только на техническую компетентность, в Российской Федерации отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
В этой связи считаем проведение испытаний под контролем представителей органа по сертификации противоречащим законодательству Российской Федерации о техническом регулировании. В этой связи считаем целесообразным исключить указанный пункт из проекта технического регламента.
3. Согласно пунктам 136 и 140 проекта технического регламента срок действия сертификата соответствия и декларации о соответствии составляет не более 5 лет.
При этом разработчиком не представлено обоснования, подтверждающего необходимость ограничения срока действия сертификата и декларации пятилетним сроком. Представляется, что вагоны легкорельсового транспорта не имеют значительного числа модификаций, в связи с чем необходимость проведения сертификации (декларирования) каждые 5 лет приведет к необходимости предоставления заявителями идентичных результатов испытаний.
При этом отмечаем, что пунктом 134 проекта технического регламента при проведении повторной сертификации орган по сертификации может учитывать положительные результаты предыдущей сертификации. Таким образом, проектом технического регламента органу по сертификации предоставляется право, а не обязанность учитывать предыдущие результаты испытаний, что может привести к необходимости проведения новых испытаний каждые 5 лет.
В этой связи считаем целесообразным разработчику проработать вопрос установления бессрочного срока действия сертификата с одновременным определением условий, при которых необходимо проведение сертификации в части произведенных изменений.
По итогам оценки регулирующего воздействия сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.