Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком не соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 17 по 30 октября 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 21 февраля по 16 марта 2018 года.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности (справка прилагается).
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/09-17/00073185).
Положениями проект акта вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в части привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Положениями проекта акта статью 14.5 КоАП предлагается дополнить частью 2.1, определяющей ответственность за "применение контрольно-кассовой техники по расчету, не имевшему места в хозяйственной жизни пользователя".
Исходя из проектируемого регулирования, не представляется возможным определить, что следует считать "расчетом, не имевшим места в хозяйственной жизни", положениями проекта акта не определено, будет ли расчет считаться таковым в случае полного отсутствия расчета либо его частичного отсутствия, а также в случае продажи товара со скидкой или в рассрочку.
Отсутствие однозначности проектируемых положений может привести к существенному росту административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, создать дополнительные инструменты давления на них и, как следствие, повлечь многочисленные судебные споры.
2. Согласно проектируемому регулированию за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП (неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях), в отношении индивидуальных предпринимателей предлагается установить административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере восьмисот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток; в отношении юридических лиц - наложение административного штрафа в размере одного миллиона рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Необходимо отметить, что проектируемые размеры штрафов значительно превышают размер штрафов, предусмотренных статьей 14.5 КоАП. Учитывая существенное увеличение размеров административных штрафов, в частности 5-ти кратное увеличение для юридических лиц и 8-ми кратное увеличение для индивидуальных предпринимателей, обращаем внимание на необходимость всестороннего анализа вводимого проектом акта регулирования.
Разработчиком не предоставлено обоснования установления проектируемых размеров штрафов.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2016 г. N 28-П конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения; соответственно, уголовно-правовые и административно-правовые санкции, устанавливаемые в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате противоправного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного и административного наказания совершенному правонарушению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Возложение на хозяйствующий субъект административной ответственности в виде необоснованно завышенных штрафов может повлечь существенный рост административной нагрузки на него, создать дополнительные инструменты давления и, как следствие, повлечь многочисленные судебные споры.
Аналогичное замечание касается проектируемых штрафных санкций в статью 14.56 КоАП за "неуказание в фискальном документе наименования товара при реализации продукции, в отношении которой установлены требования по маркировке, а равно указание такого наименования в искаженном виде" (на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей), а также за "непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срок в налоговые органы всех фискальных данных, которые подлежат передаче в налоговые органы" (на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере ста тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей).
3. Проектируемым регулированием вводится ответственность за "неуказание в фискальном документе наименования товара при реализации продукции, в отношении которой установлены требования по маркировке, а равно указание такого наименования в искаженном виде", при этом, что следует считать указанием наименования товара в "искаженном виде". Обращаем внимание на неопределенность понятия "в искаженном виде".
Согласно статье 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" все реквизиты, содержащиеся на кассовом чеке или бланке строгой отчетности, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе.
Обращаем внимание, что КоАП не устанавливает самостоятельные административно-правовые запреты, а предусматривает ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, нормативными правовыми актами.
На основании изложенного представляется избыточным проектирование ответственности за "указание наименования товара в искаженном виде".
4. Проектируемым регулированием вводится такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении как блокировка устройства.
Под блокировкой устройства, согласно проектируемому регулированию, понимаются действия лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП, а также прокурора, в случае возбуждения им дела об административном правонарушении, в отношении такого устройства по электрическому, механическому или электромеханическому воздействию в целях прекращения возможности выполнения таким устройством определенных функций (функции приема наличных денег, осуществления безналичных оплат и перевода денежных средств).
Необходимо отметить, что проект акта не содержит четких оснований для принятия решения уполномоченными лицами о блокировке устройства, также не определены сроки и порядок разблокировки устройства.
Отсутствие однозначности в определении механизма реализации предложенного регулирования, а также возможность применения неограниченных оснований для действий контролирующих органов могут привести к существенному росту административной нагрузки на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также создают дополнительные инструменты давления на них и, как следствие, могут привести к многочисленным судебным спорам.
5. Обращаем внимание, что в нарушение пунктов 9 - 23 Правил разработчиком не были исполнены отдельные процедуры в рамках оценки регулирующего воздействия.
5.1. Согласно пункту 20 Правил разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, составить сводку предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонения, которая подписывается руководителем структурного подразделения разработчика, ответственного за подготовку проекта акта, и не позднее 20 рабочих дней со дня окончания срока проведения публичного обсуждения разместить ее на официальном сайте.
Согласно пункту 23 Правил указанная сводка предложений также подлежит направлению в Минэкономразвития России для подготовки заключения.
В нарушение пункта 23 Правил сводка предложений разработчиком не представлена в Минэкономразвития России.
5. Сводный отчет, сформированный разработчиком, представлен в Минэкономразвития России с нарушением положений пункта 15 Правил.
В частности, сводный отчет не содержит информации об анализе международного опыта в соответствующей сфере деятельности, об оценке количества участников отношений, оценке расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей или ограничений либо изменений содержания таких обязанностей и ограничений.
6. Кроме того, в целях обоснования внесения проектируемых изменений представляется необходимым представить информацию относительно статистики совершенных административных правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 23 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.