Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - проект акта, Закон N 261-ФЗ), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 3 по 31 мая 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/05-18/00080489).
В сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта, представленной разработчиком, рассмотрены все поступившие замечания и предложения и представлены пояснения и комментарии о причинах учета (отклонения) указанных замечаний и предложений при доработке проекта акта.
Основанием для разработки проекта акта является пункт 2.1 раздела 2 протокола совещания под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 17 апреля 2018 г. N ЮТ-П9-25пр (далее - Поручение). В соответствии с Поручением Минтрансом России должен быть разработан проект федерального закона, предусматривающий обязательность заключения обязывающих соглашений с хозяйствующими субъектами, планирующими и реализующими инвестиционные проекты в морских портах Дальнего Востока и на прилегающих к ним территориях, в том числе по соблюдению ими графика и объема инвестиций, а также предусматривающий ответственность за неисполнение установленных соглашениями обязательств, включая расторжение соглашений, договоров аренды земельных участков или государственного и муниципального имущества.
По информации, представленной разработчиком в сопроводительных материалах, проект акта разработан в целях урегулирования правоотношений по реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры морских портов.
Проект акта распространяется на субъекты предпринимательской деятельности, которые планируют инвестировать в создание морского порта, а также органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
К проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. В соответствии с Поручением Минтрансом России должен быть разработан проект федерального закона в отношении инвестиционных проектов в морских портах Дальнего Востока и на прилегающих к ним территориях. Однако действие представленной редакции проекта акта распространяется на все инвестиционные проекты в морских портах и на проекты по его созданию. При этом разработчиком обоснование необходимости расширения предмета регулирования не приведено.
Кроме того, разработчиком в сопроводительных материалах не приведена количественная информация о наличии проблем в области регулирования. Однако в соответствии с пунктом 3.4.2 Методики проведения оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290, формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
Вместе с тем отмечаем, что установление дополнительных административных процедур способно снизить инвестиционную привлекательность морского порта.
Таким образом, без приведения обоснования необходимости расширения предмета регулирования проекта акта предлагаемое регулирование не может быть поддержано.
2. Проектом акта предлагается дополнить Закон N 261-ФЗ статьей 5.1 "Условия строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры морского порта". При этом часть 1 указанной статьи раскрывает процесс принятия решения о создании морского порта или решения об изменении границ территории морского порта.
Обращаем внимание, что создание морского порта уже предусмотрено статьей 6 Закона N 261-ФЗ. При этом каких-либо изъятий проект акта не предусматривает.
Кроме того, объекты инфраструктуры морского порта могут создаваться на территории существующего порта. При этом возможны ситуации, при которых проект создания объектов инфраструктуры не подразумевает изменения границ морского порта.
В связи с вышеизложенным часть 1 проектируемой статьи 5.1 следует исключить.
3. В соответствии с частью 2 проектируемой статьи 5.1 Минтрансом России должны быть утверждены требования к содержанию декларации о намерениях инвестирования в строительство объектов инфраструктуры морского порта и порядок ее согласования. При этом переходный период для разработки и утверждения такого нормативного правового акта проектом акта не предусмотрен.
В этой связи считаем необходимым предусмотреть в проекте акта переходный период не менее 6 месяцев.
4. В соответствии с частью 3 проектируемой статьи 5.1 инвестором, Росморречфлотом, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (в случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 указанной статьи), на территории которого планируется реализация проекта, подписывается соглашение.
При этом редакция части 3 проектируемой статьи 5.1 не учитывает возможность органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления выступать в качестве инвестора, что способно ограничить реализацию государственных инфраструктурных проектов.
В этой связи считаем необходимым доработать проект акта с учетом данного замечания.
5. Частью 4 проектируемой статьи 5.1 закреплен базовый перечень разделов соглашения, в том числе обязательства инвестора, Росморречфлота, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
В соответствии с абзацем 2 части 6 проектируемой статьи 5.1 соглашение может быть расторгнуто по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий соглашения другой стороной. При этом согласно абзацам 3-5 части 6 проектируемой статьи 5.1 существенными нарушениями условий соглашения являются только нарушения соглашения инвестором.
Учитывая, что обязательства соглашения могут быть нарушены и другими сторонами, считаем необходимым дополнить часть 6 проектируемой статьи 5.1 положением о возможности расторжения соглашения со стороны инвестора при нарушении условий соглашения Росморречфлотом, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, не обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.