Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления запрета на распространение информации, призывающей к отказу от медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции и (или) лечения ВИЧ-инфекции (СПИДа) и мер ответственности за ее распространение" и проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции""
(подготовлен Минздравом России 25.06.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в части установления запрета распространения информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции" разработан во исполнение подпункта 15 пункта 3 раздела II плана мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 754-р.
Положениями законопроекта предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека "ВИЧ-инфекции)" в части установления запрета распространения информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции и препятствующей формированию у населения навыков ответственного отношения к своему здоровью, безопасного в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведения.
ВИЧ-инфекция - болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека - антропонозное инфекционное хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций и вторичных злокачественных новообразований. Источником ВИЧ-инфекции являются люди, инфицированные ВИЧ на любой стадии заболевания, в том числе в инкубационном периоде.
Болезнь, вызванная ВИЧ-инфекцией, включена в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" с целью профилактики ВИЧ-инфекции необходимо распространение информации, направленной на формирование поведения, менее опасного в отношении заражения ВИЧ, с использованием средств массовой информации, современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Вместе с тем учитывая масштабность распространения в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции, профилактика ВИЧ-инфекции является эффективной не в полной мере.
Согласно утвержденным Роспотребнадзорором Методическим рекомендациям 3.1.0087-14. 3.1. от 18.03.2014 "Профилактика инфекционных болезней. Профилактика заражения ВИЧ", ложная информация о ВИЧ нередко распространяется как в Российской Федерации, так и за рубежом, в том числе через средства массовой информации, в особенности через Интернет.
Основными темами такой информации являются: отрицание существования ВИЧ, отрицание связи между заражением ВИЧ и развитием СПИД, отрицание эффективности АРТ, утверждение о ее "вредности", отрицание эффективности профилактических мероприятий при ВИЧ-инфекции, отрицание развития в Российской Федерации эпидемии ВИЧ. Подобная дезинформация может наносить вред как организации профилактических мероприятий в целом, так и отдельным лицам, которые, поддавшись ложным сообщениям, могут отказаться от лечения.
Так, в России движение ВИЧ-диссидентства имеет не мало последователей (к примеру, самая популярная группа "ВКонтакте" насчитывает более 17 тысяч человек). Восприятие, в том числе, молодым населением информации, содержащей призывы отказаться от мер профилактики и лечения ВИЧ-инфекции и препятствующей формированию у населения навыков ответственного отношения к своему здоровью, безопасного в отношении заражения ВИЧ-инфекцией поведения, может привести к ложному пониманию, что ВИЧ-инфекции нет.
Отрицание ВИЧ-инфекции нередко приводит к смертям, в том числе детей, чьи родители отказываются от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции.
Основным источником распространения информации, призывающей к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции, являются СМИ и информационно-телекоммуникационные сети информации.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона устанавливается запрет распространения информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции. Под призывами в проектируемой норме понимается обращение к другим лицам с целью побудить их к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции.
Ответственность за нарушение запрета, устанавливаемого настоящим проектом закона, предусмотрена проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции" разработан во исполнение подпункта 15 пункта 3 раздела II плана мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 754-р.
Положениями законопроекта предусмотрено внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей призывы к отказу от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и (или) лечения ВИЧ-инфекции распространение которой запрещено проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Протоколы об административных правонарушениях за отказ от медицинского освидетельствования, диагностики, профилактики и лечения ВИЧ-инфекции, согласно проекту федерального закона, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. В соответствии со статьей 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о таких административных правонарушениях будут рассматривать судьи.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.