Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик),и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пунктов 10 и 11 перечня поручений Правительства Российской Федерации по градостроительной деятельности на 18 апреля 2018 года, направленного письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N П9-21793, пунктов 2 и 3 перечня поручений Правительства Российской Федерации по градостроительной деятельности на 25 апреля 2018 года, направленного письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N П9-23198, а также по итогам мониторинга практики применения положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), вступивших в силу с 1 июля 2017 года.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций в строительной отрасли.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета проектируемое регулирование затронет интересы порядка 446 саморегулируемых организаций (далее - СРО) в строительной отрасли, в составе которых:
- 39 СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, членами которых являются 10 290 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- 174 СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, членами которых являются 39 574 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- 233 СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, членами которых являются 84 055 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 24 мая по 21 июня 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/03-18/00079441).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено,что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 6 по 13 июля 2018 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступила позиция Ассоциации "Национальное объединение строителей", не содержащая замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции ПАО "Мостотрест", Национального объединения изыскателей и проектировщиков, содержащие ряд замечаний в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении,а также ряд предложений (прилагаются), рекомендуемых к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России считает целесообразным указать на следующие замечания.
1. Согласно части 11 статьи 55.8 ГрК РФ в редакции проекта акта юридическое лицо имеет право осуществлять функции технического заказчика по договору на осуществление функций технического заказчика при условии,что такое юридическое лицо является членом саморегулируемой организации соответствующего вида, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем частью 22 статьи 1 ГрК РФ в редакции проекта акта уже установлено, что функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Таким образом, представляется целесообразным исключить дублирующее положение из редакции проекта акта.
2. Проектируемым регулированием предлагается заменить реестр членов СРО на единый федеральный реестр сведений о членах СРО и их обязательствах, изложив статью 55.17 ГрК РФ в новой редакции, которой исключается обязанность СРО предоставлять выписку из такого реестра по запросу заинтересованного лица.
Вместе с тем пунктом 2 части 6 статьи 46.8 и пунктом 2 части 7 статьи 55.29 ГрК РФ установлены положения, предусматривающие обязательное наличие такой выписки.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным внести указанный вид документа в статью 55.17 ГрК РФ в редакции проекта акта либо дополнить проект акта положениями, исключающими обязательное наличие такой выписки в предусмотренных пунктом 2 части 6 статьи 46.8 и пунктом 2 части 7 статьи 55.29 ГрК РФ случаях.
3. В соответствии с пунктом 8 части 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ в редакции проекта акта в случае поступления в Национальное объединение СРО соответствующего вида сведений об осуждении такого физического лица за совершение умышленного преступления или наличии у такого физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления сведения о физическом лице, указанном в части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ, исключаются из реестра специалистов.
В целях исключения риска правоприменительной практики представляется целесообразным изложить слова "в случае поступления в Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида сведений об осуждении такого физического лица за совершение умышленного преступления или наличии у такого физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления" в следующей редакции: "в случае осуждения такого физического лица за совершение умышленного преступления или наличия у такого физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления".
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.